!!! Внимание! Форум перенесен сюда: http://angeliquemarquise.kamrbb.ru Новые сообщения, оставленные на этом форуме, уже не будут перенесены. Регистрироваться там заново не надо! Новые пароли разосланы всем пользователям. Смотрите пароли в личных сообщениях. Слева должна появиться кнопка с надписью Л.С. Или смотрите кнопку Л.С. в горизонтальном меню. Если вы не получили пароль или он не работает, пишите админу в личку или на e-mail!
Наша группа на фейсбуке
Скачать книги на нашем сайте
О материалах на нашем сайте


АвторСообщение
шоколадница
постоянный участник


Сообщение: 141
Зарегистрирован: 09.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.10 08:59. Заголовок: Людовик в искусстве


Мне сегодня очень хочется понаезжать на Людовика.

я честно пыталась осознать его подвиг в искусстве и пришла к неутешительному выводу, что его не чуствую.

Балет, или Людовик-танцовщик
- безумно специфическая область, каждого интиллегентного человека приучают с детства ей восхищатся, но очень мало кто в ней разбирается больше, чем на уровне зрелища.
Во всяком случае на сколько я понимаю:
1.танцовщик в балете до нашего века исполнял в основном поддерживающие танцовщицу функции, даже в балетах Петипа мужские партии появидисьв 20 веке-досочиненные
то есть рисунок танца мужской партии как таковой очень примитивен- цель в лучшем случае покрасоваться фигурой и костюмом
2. Когда он выступал индивдуально-что он мог продемонстрировать почтеннной публике кроме красивого костюма , осанки и очень ограниченных движений?
в "спящей красавице" и "лебедином озере" русских танцовщиков учат ограничивать движения рук (слышала из передач по Культуре когда выступал Цискаридзе) потому что покрой костюма той эпохи не разрешал слишком большую амплитуду- Людовик если выступа в костюме лапками особо помахать не мог
3. с точки зрения движения ногами- вряд ли его как то специально растягивали для этой цели....
то есть фильм про Люлли и Людовика получается очень далек от реальности,
балеты как постановочный вид искусства развивался во французской культуре в целом, просто Людовик единственный кто танцевал перед простым народом- остальные короли участвовали в балетах но перед более высокой публикой- помните в трех мушкетерах Анне Австрийской нужны подвески для участия в балете......

получается его подвиг в балете как то сильно разрекламирован.......


Людовик в живописи.
скажите честно : кто искренне любит французскую живопись той эпохи и может назвать французских художников, коме пожалуй Пуссена и брата Анжелики:)
мы любим портреты- там наши родные исторические персонажи- но не более того......
Живопись той эпохи во Франции настолько классически регулируема, что супер ярких следов в виде гениев не оставила.
Голландцы и испанцы как то поживее...
Мои воспоминания о Лувре, интересны портреты Клуэ - времен Медичи- они живые, после Людовика- Рококо дает некотурую живость- но период нашего гения- усыпляет
живопись все более как то прикладная- декор дворца

Людовик в архитектуре
сложно поспорить с красотой Версаля- но в какой степени он слизан с замка Фуке?
а можно ли было скопировать красивее? и разумнее...... я честно Петергоф больше люблю......

Людовик в драматическом искусстве- это Мольер- которого то третировали то поощряли.
с этим пожалуй не поспоришь - до сих пор ставят.....

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 124 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All [только новые]


шоколадница
постоянный участник


Сообщение: 174
Зарегистрирован: 09.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 17:01. Заголовок: Leja пишет: Ох, Шок..


Leja пишет:

 цитата:
Ох, Шоколадница, что же вы знаете о моем отношении к Людовику, если мы тут только ваше обсуждаем? Я даже и не буду свою субъективную оценку выкладывать, мне и сухих фактов довольно:)




ну ладно, не выкладывайте. и сомнения можете на развеивать,

Вы ведь только в считаных постах высказвали свое мнения и аргументы по теме, остальное больше борьба за закрытие темы

Спасибо: 0 
Профиль
Анна
Администратор



Сообщение: 3225
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 17:27. Заголовок: Leja пишет: Мария-А..


Leja пишет:

 цитата:
Мария-Антуанетта пишет:

цитата:
Да вот мне это тоже понравилось! некоторым значит можно так высказываться, а почему другим нельзя?




Поэтому меня и возмутила позиция администрации форума!


Мои дорогие девочки. Посмотрите внимательно, что происходит. Перечитайте тему.
Как "так" можно высказываться одним?
Как "нельзя" высказываться другим?
Здесь все высказываются свободно. Я никого не баню. Выражения, которые вы себе позволяете, остаются на вашей совести.
И какая позиция вас возмутила? Отказ закрыть тему, которая не нравится части форумчан? Отказ заткнуть рот человеку, который думает иначе, чем вы? Блеск.


Leja пишет:

 цитата:
Но вы Анна упорно уводите все в сторону "Лея не способна адекватно воспринимать любую критику Луи". Я понимаю,что вам так выгоднее, но увы я против


Лейя, мне трудно с вами согласиться. Правда, слова "адекватно" и "неадекватно" я употреблять бы не хотела.
Но что мы имеем?
Шокадница открыла тему с негативом о Людовике.
Вы в резкой форме ей возразили.
А затем потребовали закрыть тему.
Зачем закрывать тему, которая не нарушает правил?
Вывод такой: вас раздражает вообще текст, где негативно говорится о Людовике. Раздражает и возмущает даже тогда, когда вы можете спокойно и свободно возражать, выкладывать свои аргументы. Это факт, очевидный факт. Не понимаю только, в чем моя выгода


Leja пишет:

 цитата:
Может хватит уже все переворачивать???????? я уже написала 10 сообщений с текстом


А я ничего не переворачиваю. Вы требуете цензуры на форуме. Вы требуете убрать сообщение, которое вас раздражает. Несмотря на то, что вы можете его опровергнуть.








Спасибо: 0 
Профиль
шоколадница
постоянный участник


Сообщение: 176
Зарегистрирован: 09.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 17:30. Заголовок: Кто нибуть смотрел ..


Кто нибуть смотрел

Мария Неклюдова
Искусство частной жизни. Век Людовика XIV
http://www.ozon.ru/context/detail/id/3840951/<\/u><\/a>

в смысле насколько хорошо написано?

Спасибо: 0 
Профиль
Leja
постоянный участник




Сообщение: 617
Зарегистрирован: 29.06.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 17:50. Заголовок: Анна пишет: Здесь в..


Анна пишет:

 цитата:
Здесь все высказываются свободно. Я никого не баню.



Кстати да, к вашей чести следует признать этот факт. Ни одного бана,так ведь?

Анна пишет:

 цитата:
Шокадница открыла тему с негативом о Людовике.
Вы в резкой форме ей возразили.
А затем потребовали закрыть тему.
Зачем закрывать тему, которая не нарушает правил?



Анна, я представьте, наивно полагала, что низкопробная критика не приветствуется на этом форуме, особенно если учесть, что уровень знаний администрации более чем достаточен для того,чтобы оценить всю несостоятельной заявленной позиции. Простите меня, буду знать впредь знать и торжества справедливости требовать не стану, иш чего удумала!

Три пути ведут к знанию. Путь размышлений - самый благородный,
путь подражания - самый легкий, путь опыта - самый горький.
Спасибо: 0 
Профиль
Анна
Администратор



Сообщение: 3228
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 18:24. Заголовок: Leja пишет: Ни одно..


Leja пишет:

 цитата:
Ни одного бана,так ведь?


Банов не было. Никто не нарушал правила настолько, чтобы его банить

Leja пишет:

 цитата:
Анна, я представьте, наивно полагала, что низкопробная критика не приветствуется на этом форуме, особенно если учесть, что уровень знаний администрации более чем достаточен для того,чтобы оценить всю несостоятельной заявленной позиции.


У нас с вами разные представления о низкопробной критике и о справедливости




Спасибо: 0 
Профиль
Leja
постоянный участник




Сообщение: 620
Зарегистрирован: 29.06.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 21:05. Заголовок: Анна пишет: У нас с..


Анна пишет:

 цитата:
У нас с вами разные представления о низкопробной критике и о справедливости



Это факт! Ну хоть в чем-то мы согласились друг с другом:)

Три пути ведут к знанию. Путь размышлений - самый благородный,
путь подражания - самый легкий, путь опыта - самый горький.
Спасибо: 0 
Профиль
шоколадница
постоянный участник


Сообщение: 183
Зарегистрирован: 09.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.10 09:44. Заголовок: Живопись


http://arttobuild.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1192&Itemid=1<\/u><\/a>

В годы правления Людовика XIV творили два выдающихся живописца: К. Лоррен и Н. Пуссен. Они работали в Италии и по своим устремлениям были далеки от помпезного «Большого стиля». Убежденный романист К. Лоррен - пейзажист-лирик и романтик. Н. Пуссен создал шедевры, воплощающие идеи «чистого» римского Классицизма, также романтически претворяющего гармонию античности. Несмотря на требования короля, Пуссен не хотел работать во Франции и быть придворным живописцем. Поэтому лавры придворного живописца сначала стяжал холодный и скучный академист С. Вуз, а затем его ученик П. Миньяр. В эти же годы разгорелся знаменитый спор «пуссенистов» (приверженцев Классицизма) и «рубенсистов» (сторонников Барокко). В королевской Академии живописи «пуссенистов» поддерживал Ш. Лебрюн, а «рубенсистов» -П. Миньяр и Роже де Пиль. Ш. Лебрюн почитал Рафаэля и Пуссена и посвящал этим художникам специальные лекции в Академии; в 1642 г. он провожал Пуссена в Италию и некоторое время работал рядом с ним в Риме. Но характерно, что дилемма «Пуссен-Рубенс» (Классицизм-Барокко), отражавшаяся в стенах парижской Академии противостоянием Лебрюн-Миньяр, теряла свой смысл, настолько академическая живопись была схожей: академизм нивелировал различия стиля. Придворные портреты «большого статуарного, или высокого, стиля», созданные С. Вуэ и П. Миньяром иногда называют «барочным академизмом». Со стен «Галереи Аполлона» в Лувре на нас взирают французские короли и лучшие художники Франции того времени - на всех портретах заметно пренебрежительное, снисходительное выражение, а на лице Короля-Солнца (портрет работы Лебрюна) - презрительная гримаса. То же выражение на великолепном по живописи и композиции произведении - портрете Людовика XIV кисти И. Риго. Большая часть картин «первого живописца короля» Ш. Лебрюна представляет собой скучнейшие образцы академического классицизма.

В Лувре есть большой зал, целиком заполненный огромными полотнами Ш. Лебрюна, смотреть их невыносимо. В то же время «Портрет канцлера Сегье» (1661), его же работы, - изысканнейшее в живописном отношении произведение. В этих противоречиях отражены нюансы эпохи «Большого стиля». Значительный вклад в искусство парадного портрета «статуарного стиля» внесли выдающиеся граверы Ж. Морен, К. Меллан, Р. Нантёйль, Ж. Эделинк. Живописец Н. де Ларжильер, работавший, как и многие другие портретисты, под влиянием А. Ван Дейка, писал светских красавиц в образе античных богинь и нимф на фоне лесного пейзажа, чем предвосхитил черты стиля Рококо середины следующего столетия. В XVII в. во Франции созданы лучшие произведения в жанре орнаментальной гравюры, если не сказать более: создан сам жанр. Композиции Ж. Лепотра, Д. Маро Старшего и Ж. Маро Старшего, собранные в большие альбомы («Вазы», «Порталы», «Плафоны», «Картуши», «Камины», «Бордюры), как нельзя лучше демонстрировали главные особенности «Большого стиля», они расходились по многим странам и оказывали существенное влияние на развитие декоративного искусства всей Европы. Работая в этом жанре, художники не были регламентированы сюжетом и требованиями заказчика, они давали волю фантазии, отрабатывая до совершенства отдельные формальные элементы стиля.



Спасибо: 0 
Профиль
шоколадница
постоянный участник


Сообщение: 184
Зарегистрирован: 09.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.10 10:14. Заголовок: http://www.portal-sl..


http://www.portal-slovo.ru/art/41953.php<\/u><\/a>
20.01.2010
Французская живопись XVII столетия
История искусства всех времен и народов.
Карл Вёрман
С особенной ясностью отражается развитие французского искусства во французской живописи «Великого века», история которой основательно исследована в более старых произведениях Фелибьена, де Пиля, д’Аржанвиля, Леписье, Мариетта, де Шенневьера, де Монтеглон, Дюссие и в более новых работах Блана, Берже, Меерсона, Лемонье, Марселя, Манца, Батиффоля, Пикаве, равно как и в многочисленных монографиях. Параллели с историей французской литературой (Корнель, Мольер, Расин) выступают здесь особенно наглядно. Различие между более многосторонней, более свободной и до известной степени более национальной первой и академически классической второй половиной столетия, направление которой со времени Людовика XIV (1661) развивается слишком сознательно, проявляется здесь во всей своей резкости. Но и развитие искусств от мнимого цехового рабства к академической якобы свободе нигде не совершалось так типично, как во французской живописи этого периода. Победа академии над цеховым «мастером», окончательно решенная около 1671 г., фактически означала победу заимствованного над самостоятельным, общего над своеобразным, заученного над наблюденным.


Одной из главных задач французской живописи XVII столетия было украшение церквей и дворцов огромными стенными и плафонными картинами. Церковная живопись по стеклу, в готическое время заменявшая стенную живопись, находилась при последнем издыхании, хотя окна с изображением апостолов на светлом фоне 1625 г. в соборе Труа и 1631 г. в Сан-Эсташ в Париже еще как бы обнаруживают дальнейшее развитие в смысле перехода к прозрачному стеклу. Французская живопись на тканях, заменявших в светских общественных зданиях еще довольно часто стенную живопись, достигла теперь снова преобладания, которое в руках нидерландских ремесленников и рабочих в XV и XVI столетиях должна была быть уступлена Нидерландам. Она процветала в провинции, как и в Париже, и достигла своего наивысшего расцвета в «Отеле», у старинной фамилии красильщиков Гобеленов, в «мануфактуре Гобеленов» в Париже, обращенной министром финансов Кольбером в 1662 г. при Людовике XIV в государственную. Руководить ею было поручено Лебрену. Образцы, еще до 1662 г. державшиеся кое-как в стиле тканья в зависимости от техники, позднее стали богаче и нежнее по живописи и, кроме него изготовлялись еще целым рядом других значительных художников эпохи.


Из многочисленных произведений стенной и ткацкой живописи XVII столетия сохранилось относительно немного. Французские граверы того времени, однако, ставшие самостоятельными художниками подобно своим фламандским предшественникам, позаботились о том, чтобы целые серии больших стенных и плафонных изображений дошли до потомства хотя бы в черных репродукциях. Робер Дюмениль и Дюплесси дали связный обзор французского гравировального искусства. Как в Риме вокруг Рафаэля, в Антверпене вокруг Рубенса, так и в Париже вокруг знаменитых живописцев Вуэ, Пуссена, Шампаня, Лесюера, Лебрена, Миньяра и т.д., о которых предстоит говорить, образовались школы граверов. К числу граверов-художников этого ряда принадлежит Клод Меллан (1598 – 1688), замечательный талант, самостоятельность которого в исторических и портретных гравюрах ярко осветил Гонз. Хотя изображение головы Христа посредством одной спиральной линии, начинающейся от кончика носа, у него простой фокус, все же и эта голова не лишена внутренней жизни. Значительнейший из граверов, воспроизводивший Вуэ, был Мишель Дориньи (около 1617 – 1660 г.г.), самый ревностный гравер Пуссена Жан Пень (1623 до 1700); великий Жерар Одран (1640 – 1703) увековечил многочисленные лучшие произведения Пуссена, Лесюера и Лебрена. Его современник, антверпенец Жерар Эделинк, ученик Корнелиса Галлеса в Антверпене, и Франсуа де Пуальи (1622 – 1693) в Париже, не только воспроизводили Лебрена и Шампаня, но выполняли и самостоятельные портреты. Другие французские граверы занимались исключительно или преимущественно портретом, и они-то иногда воспроизводили портреты, написанные другими, но чаще работали самостоятельно, и потому представляют не только самых лучших мировых граверов, но и самых замечательных художников, когда-либо выдвинутых Францией. Во главе их стоит Роббер Нантель из Реймса (1623 – 1678), удачно сочетавший свободную линейную манеру с нежной короткой штриховкой, применяемой для тела. Его достойным учеником был антверпенец Питер ван дер Шуппен (1623 – 1702). Великий реалист всего реального Антуан Масон (1636 – 1700) с еще большим блеском применил свою гравировальную технику для сильной, верной передачи портрета. С живописцами-граверами как самостоятельными художниками мы познакомимся в ряду живописцев.


Гравюра как малое искусство вытеснила в области портрета миниатюрную живопись школы Клуэ, которая, как показал Бушо, в XVII столетии быстро упала до плохого ремесла. Только один род французской малой живописи – лиможская эмаль еще развилась до некоторой степени технически, но в области портрета не привела к самостоятельному творчеству. Самый известный представитель ее в XVII столетии, женевец Жан Петито (1607 – 1691) работал большей частью по чужим образцам.



Великая французская живопись в XVII столетии также не ограничивалась одним Парижем. Произведения провинциальной живописи таких городов как Лион, Руан, Нант, Бордо, Монпелье и т.д., частью даже владевших государственными школами живописи, были описаны Шенневьером, Рондо и другими исследователями. Париж, однако, держал в своих руках все нити развития, поскольку их не стягивал к себе Рим. Главное римское течение делилось на античное, ренессанс и новейшее направление. Почти все известные французские мастера этого времени посещали Италию. С другой стороны, уже при Генрихе IV нидерландские мастера, как Франс Поурбус-Младший (1569 – 1622), чьи знаменитые портреты короля и его супруги находятся в Лувре, приглашались в Париж; а при Марии Медичи явился в 1621 г. великий антверпенец Рубенс, украсивший галерею Люксембургского дворца знаменитыми полуаллегорическими картинами из жизни королевы. Рубенс, однако, приобрел влияние в Париже только пятьдесят лет спустя, а офранцузились после Поурбуса лишь единичные нидерландцы, брюсселец Филипп де Шампань и антверпенец Франсуа Милле.


Главными представителями галло-франкского подводного течения были трое братьев Ленен из Лаона, Антуан (1588 – 1648), Луи (1593 – 1648) и Матье (1607 – 1677) Ленен (монография Валабрега), работавшие сообща. Их учителем, вероятно, был какой-нибудь странствующий нидерландский художник в Лаоне. Их непритязательные жанровые картины из народной жизни, «Кузнецы», «Деревенский обед» и «Крестьянский обед» в Лувре, стоят одиноко во французском искусстве этого времени. Фигуры крестьян схвачены индивидуально и ярко, но размещены без движения, как группы на фотографиях. Их кисть сухая, общий тон серый, но играющий отдельными световыми пятнами. Только сто лет спустя Шарден направился по указанному ими пути.


Талантливее и самобытнее произведения из народной жизни лотарингца Жака Калло (1592 – 1635), которому посвятили хорошие работы Мом, Бушо, Вашон, а недавно Герман Нассе. Калло училсяс в Риме у гравера Филиппа Томассен, во Флоренции у офортиста Джулио Париджи, и сам известен только как офортист и рисовальщик. Его живые офорты из итальянской народной жизни, пятьдесят «Capricci di varie figure» (1617), быстро доставили ему известность. Во Флоренции он был придворным художником Козимо II, в Нанси в 1621 г. придворным художником Карла IV Лотарингского. Его рисунки из северного народного и военного быта полны своеобразной национальной жизни. Если иные из его набросков с длинными тонкими, малоголовыми фигурами довольно манерны, то все же его тщательно исполненные главные серии живописных гравюр, каковы «История блудного сына» (1635), «Цыганские кочевки» (1625 – 1628), маленькие и большие «Тягости войны» (1632 – 1633), представляют истинное чудо непосредственного наблюдения, резкой характеристики, живописного расположения групп и масс, равно как и остроумного размещения фигур и групп среди легко набросанного открытого ландшафта. Нассе, хорошо обрисовавший историю развития Калло, насчитывает 142 листа его работы. «Он создал, – говорит Нассе, – новую технику гравюры и новую манеру рассказчика-рапсода, он оказал своим «Миром микрокосма» плодотворное и сильное влияние на бесчисленных граверов всех стран, всех времен».


Истый француз, родственный Калло и Ленену, Абрагам Боссе (1605 – 1678), турский гравер (монография Валабрега), живой изобразитель типов, костюмов и нравов высших сословий Франции, которым он преподносит правдивое, но далеко не угодливое зеркало.


Напротив, по стопам итальянских реалистов этого столетия шел Валантен де Булонь (Ле Валантен) из Куломье (1591 – 1634), имя которого и биографические даты, установленные Довернем, не должны теперь искажаться. Он жил и умер в Риме. Уже его большая картина мученичество св. Процесса и Марциниана, написанная для церкви св. Петра, теперь хранящаяся в Ватикане, показывает его как последователя Караваджо. Его исторические картины в Лувре и во французских провинциальных собраниях, «Эммаус» в Нанте, «Бросание жребия об одеждах Спасителя» в Лилле, подтверждают это впечатление. Вполне караваджиевскими являются его жанровые картины в натуральную величину, каковы оба концерта, гадалка и пьяницы в Лувре. Его искусство – второй руки, в котором вспыхивает иногда искра французского духа, и, несмотря на свой реализм, он принадлежит галло-римскому направлению.



Парижанин Симон Вуэ (1590 – 1649) превратился в итальянца в Риме, где он появился в 1613 г., вскоре написал картину для церкви св. Петра и воспитал многочисленных учеников. Именно он пересадил итальянское искусство XVII столетия во Францию, куда вернулся в 1627 г. как «первый мастер» Людовика XIII, осыпанный почестями и заказами. Только по гравюрам его зятьев Мишеля Дориньи и Франсуа Тортеба (ум. в 1690 г.) мы знаем некоторые большие декоративные работы, выполненные внутри французских дворцов, и можем составить себе понятие о богатстве его декоративной фантазии и пустоте его обычного языка форм. Обе дошедшие до нас его тканые картины в музее Гобеленов, из которых славится «Жертвоприношение Авраама», и многочисленные картины масляными красками в Лувре говорят о международном безразличии его стиля. Нечто более прочное Вуэ подарил Франции только в лице своих учеников.


Современник Вуэ, парижанин Жан Бланшар (1600 – 1638), перерабатывал в Италии не римские, а скорее венецианские веяния. Он вернулся в Париж в 1627 г., одновременно с Вуэ. Судя по луврским его картинам, например, «Милосердие», он не заслуживает почетного прозвища французского Тициана. Однако важно, что рядом с болонско-римской школой венецианская в его лице теперь делает успехи во Франции.


Настоящим классиком французской живописи XVII столетия был Никола Пуссен (1593 – 1665), великий нормандец, самый решительный представитель галло-римского направления французского искусства, с явной склонностью к антику и ренессансу Рафаэля. Он всегда подчиняет индивидуальность отдельных типов усвоенному римскому чувству красоты и, тем не менее, сообщает всем своим произведениям свой собственный французский отпечаток. Стремление к внутреннему единству, вразумительной ясности и полной убедительности изображаемых эпизодов ведет его не только к чрезвычайно точному исполнению каждого жеста и мины, но и к выражению сущности каждого действия, сначала пережитого мысленно, а затем ясно выраженного в наглядных формах. Он ненавидит побочные фигуры и лишние добавления. Каждая из его фигур играет необходимую, рассчитанную и продуманную роль в ритме линий и в выражении смысла его картины. Сам характер своих ландшафтов, большей частью заимствованный из римской горной природы и играющих важную роль, иногда даже составляющих главное в его картинах с мелкими фигурами, он приспособляет к характеру изображаемых эпизодов. «Я ничем не пренебрегал», – говорил он сам. Его искусство – прежде всего искусство линий и рисунка. Его краски, непостоянные, в первое время пестрые, затем приведены к более общему тону, иногда же сухие и мутные. В лучших картинах, однако, царит правдивая, играющая тёплыми световыми пятнами светотень, а в ландшафтах благородные очертания гор, роскошные лиственные деревья удачно распределены, а великолепные здания в большинстве случаев окутаны полным настроения идеальным светом. Как пейзажист Пуссен сочетал всю мощь своих нидерландских и итальянских предшественников с более ясным чувством единства и создал направление, влияние которого сказывалось в течение веков. Если мы не можем восхищаться строгим классицизмом Пуссена, то все же должны признать, что он умел убедительно и с настроением выразить все, что хотел сказать.


История пуссеновской живописи, очерк которой дали сначала Беллори и Фелибьен, потом Бушите, Джон Смит и Мария Грегем и, наконец, Денио и Адвиель, начинается в Риме, где он появился в 1624 г. Чему он научился на своей родине у Кантен Варена в Париже, у нидерландцев Фердинанда Элле и Жоржа Лалемана, мы не знаем. Гравюры школы Рафаэля, без сомнения, повлияли на его направление уже в Париже. Одно то, что он копировал в Риме античную стенную картину «Альдобрандинская свадьба», характеризует все его римское развитие. Первые известные картины, написанные им около 1630 г. в Риме для кардинала Барберини, «Смерть Германика» в галерее Барберини и «Разрушение Иерусалима», копии с которых находятся в венской галерее, скомпонованы более сжато и более совершенно, чем поздние произведения, но уже обнаруживают все его самые сокровенные качества.


Обширная на первый взгляд область сюжетов Пуссена ограничивается почти исключительно античной мифологией и историей, Ветхим Заветом и христианскими темами, написанными им с таким же внутренним воодушевлением, как и языческие. Сцены мученичества были ему не по душе. Конечно, главное произведение его первого римского периода (1624 – 1640) для церкви св. Петра, замененная здесь мозаичной копией большая картина Ватиканской галереи довольно выразительно изображает мученическую смерть св. Эразма. Пуссен, однако, и здесь старается, насколько возможно, смягчить ужасный эпизод нежным чувством красоты. Наиболее известны картины его этого периода: «Похищение Сабинянок», «Сбор манны» и более позднее «Нахождение Моисея» в Лувре, раннее изображение «Семи святых даров» в Белвуар Кестл, «Парнас», выполненный в рафаэлевском духе, в Мадриде и по-александрийски прочувствованное «Преследование Сиринги Паном» в Дрездене.


Из картин, написанных Пуссеном в течение его двухлетнего пребывания в Париже уже в качестве «первого мастера короля» (1640 – 1642), «Чудо св. Ксаверия» в Лувре обнаруживает его лучшие стороны как церковного живописца. Эскизы для украшения Луврской галереи сохранились только в гравюрах Пеня.


Из многочисленных картин последнего римского периода Пуссена (1642 – 1665) вторая серия «Св. Даров» (Бриджватерская галерея, Лондон) наделала шуму изображением Тайной Вечери в виде римского триклиниума с возлежащими гостями. Самый поздний ландшафт с Диогеном, бросающим чашу, в Лувре, написан в 1648 г. Пастушеская идиллия «Et in Arcadia ego» в Лувре и «Завещание Эвдамида» в галерее Мольтке в Копенгагене принадлежат к самым стильным его произведениям. Мы не можем перечислять здесь его многочисленные картины в Лувре, Лондоне, Дульвиче, Мадриде, Петербурге, Дрездене и т.д. Произведения, создавшие ему славу творца «исторического» или «героического» ландшафта, великолепная и вместе с тем искренняя картина с Орфеем и Эвридикой 1659 г. в Лувре и четыре мощных ландшафта того же собрания (1660 – 1664), с четырьмя временами года, оживленными эпизодами из Ветхого Завета, относятся к последнему десятилетию его жизни.


Пуссен лично образовал только одного ученика, своего шурина, родившегося от французских родителей в Риме и там же умершего, Гаспара Дюге (1613 – 1675), называемого также Гаспаром Пуссеном. Он разрабатывал мотивы албанских и сабинских гор в большие, резко стилизованные, идеальные ландшафты, типичные уже схемой своей «древесной листвы», иногда с грозовыми тучами и облаками, с фигурами вроде добавлений, в которых он скорее пренебрегал эпизодом, чем античным костюмом или героической наготой. Он вдохнул новую жизнь преимущественно в ландшафтную стенопись, давно уже известную в Италии. Он украшал дворцы римских магнатов (Дориа, Колонна) обширными сериями ландшафтов. В ландшафтных фресках с эпизодами из истории пророка Илии в Сан Мартино аи Монти он довел до художественного совершенства особенный, исследованный автором этой книги, род церковной живописи, распространенный в Риме бельгийцем Паулем Брилем. Отдельными картинами Дюге обладают все более или менее значительные галереи. Типичны его ландшафты с бурей и «Надгробный памятник Цецилии Метеллы» Венской галереи. Он ценится также как гравер.


Едва ли затронутый влиянием Пуссенов, но наряду с ними стоит «Рафаэль ландшафтной живописи», Клод Желе (1600 – 1682), по прозванию Клод Лоррен, лотаринжец из Шамани, не француз, не учившийся и не живший во Франции, а молодым переселившийся в Рим, где прошел учение у Агостино Тасси, ученика Караччи. Сведениями об этом художнике, кроме него самого, мы обязаны Сандрарту и Бальдинуччи, в особенности мистрис Патиссон и Эм. Мишелю. Хотя в искусстве Клода проявлялись не французские, а только нидерландские и итальянские элементы, с примесью влияния (не личного) немца-римлянина Адама Эльсхеймера (1578 – 1610), однако, нельзя оспаривать его у французского искусства, так как он происходил из области, говорившей французским языком, позднее вошедшей в состав Франции.


Самая ранняя дата, 1636 г., находится на одной из двадцати семи его подлинных гравюр, из которых лучшие – «Брод» 1636 г. и «Гавань» принадлежат к самым прекрасным по технике и художественно привлекательным листам этого времени.


Как тщательно Клод изучал природу, показывают многочисленные этюды к его картинам в Британском музее и других собраниях. Рисованные большей частью в окрестностях Рима, они представляют только материал для его идеальных ландшафтов. В некоторых из них величественные руины римских колоннад или античные храмы и дворцы с пышными деревьями образуют как бы кулисы переднего плана. В противоположность горным фонам Пуссена, он любит свободные виды через слегка волнистую равнину с озерами, реками и арочными мостами или через гавани с пышными постройками на безграничную даль моря. В благородных линиях выступает один план впереди другого. На переднем плане он помещает травы, цветы и ветви роскошных гигантских деревьев, любовно отделывая детали. Но до самого отдаленного заднего плана она наполняет свои картины веселым, ярким солнечным светом. В этом отношении он действительно пролагает новые пути. Он решается даже изображать солнце не только в моменты восхода или заката, но и в его полном полуденном блеске, и передавать миру его лучей в древесных вершинах или в струях морской ряби. При этом Клод всегда приспособляет к своим картинам (за исключением нескольких идеальных гаваней с постройками в античном духе, например, в Лувре, в Уффици, в Лондоне и Мюнхене) идиллические ландшафты с пастухами и стадами (в Берлине, Мюнхене, Будапеште и в Лувре), а иногда свободные местные виды (Тиволи в Видзоре и Гренобле, Кастель Гандольфо в палаццо Барберини, римский форум в Лувре) – исторические эпизоды, большей частью из мифологии или Ветхого Завета, реже из христианского мира. Трагические темы не подходят к светлым Елисейским Полям его ландшафтов, и в большинстве случаев он только набрасывал и приспособлял к линиям своих ландшафтов привлекательные группы фигур, при посредстве которых он рассказывает свои веселые истории, а окончательное выполнение их предоставляет специалистам по части фигур, как Лори, Миель и Гильом Куртуа. Во всяком случае, нельзя составлять суждения о его картинах по внутренней логике этих придаточных фигурных групп, как это делает Рёскин.


Для пояснения своих произведений Клод составил «Liber Veritatis», собрание 200 слегка оттушеванных рисунков пером, которые надо рассматривать частью как проекты к его картинам, частью как наброски с них. Большинство его картин – однако не все – удостоверяются этим собранием, принадлежащем герцогу Девонширскому в Чатсуорте, изданным уже в 1777 г. Карломом и Бойделем.


Найдя свой стиль около 1630 г., Клод в дальнейшем развил лишь свои краски. Самые поздние картины его, «Римский Форум», как и римская «Морская гавань» в Лувре, отличаются тяжелым коричневым тоном. Даже его огненная гавань 1644 г. в Лондоне еще рыжевата по краскам, «Деревенский праздник» и вторая «Морская гавань» в Лувре 1639 г. пронизаны золотистым светом; теплый золотой свет наполняет также его третью гавань в Лувре 1646 г., «Помазание Давида на царство» там же и знаменитую «Мельницу» (Исаак и Ревека) в палаццо Дориа в Риме, копия с которой имеется в Национальной галерее в Лондоне. Переход к серебристому тону характеризует его великолепное «Бегство в Египет» (1647) в Дрездене, лучезарную «Царицу Савскую» в Лондоне (1646) и «Неопалимую купину» (1654) в Бриджватерской галерее. Лучшие его картины – в ясном, свежем, серебристом тоне «Морская бухта» с Акисом и Галатеей (1657) в Дрездене, римский ландшафт с руинами в Гросвенор-Хаузе в Лондоне и четыре петербургские ландшафта с Иаковом и Рахилью, отдыхом в пути (1654), Товией и борьбой Иакова с ангелом, известные под названиями «Утро», «Полдень», «Вечер» и «Ночь». Теплее и нежнее картины Клода шестидесятых годов: «Похищение Европы» (1667) в Букингемском дворце, прибрежье с отражением солнца (1667) в Бриджватерской галерее в Лондоне и ландшафт с изгнанием Агари (1668) в мюнхенской Пинакотеке. Под конец он стал слабее, напыщеннее и холоднее. Мы не можем перечислить здесь все его лучшие работы, большинство которых находится в лондонской Национальной галерее, в Лувре, Мадриде, Петербурге и Риме. Если слава Клода, видимо, поблекла в последние десятилетия, привыкшие к современному изображению полного света, а декоративные строения, группы деревьев Клода стали казаться утомительными и театральными подражаниями, то, во всяком случае, никто не отнимает у него места в истории искусств как пролагателя новых путей в области ландшафтной живописи. Непредубежденные друзья искусства будут теперь, как и раньше, восхищаться внешней красотой и внутренней теплотой освещения его картин.


По путям Пуссена и Клода в области ландшафта, изученным Ланоэ и Брайсом, пошли во Франции, с одной стороны, антверпенец французского происхождения Франсуа Милле (1642 – 1679), прозванный Франциском, обнаруживший большую нежность и красочность в ландшафтной живописи Парижа, с другой – французы: Пьер Патель (ум. в 1667 г.), его сын Пьер Антуан Патель (ум. в 1708 г.) и Этьен Аллегрен (1644 до 1736), искусные мастера, оставшиеся, однако, при внешнем подражании.


Более глубокое и продолжительное влияние оказали исторические картины Пуссена. Ближе всего подходил к нему Жак Стелла из Лиона (1595–1657), заваленный работами, но трезвый мастер, примкнувший к нему в 1623 г. в Риме. Значительнее и самостоятельнее был Филипп де Шампань из Брюсселя (1602 – 1674), парижский товарищ Пуссена в молодые годы (монография Бушите и Газье). Римские антики не оказали влияния на его дальнейшее развитие. Зато он был преимущественно церковным живописцем. Он выполнил большие серии картин церковных не только для монастыря янсенистов из Порт-Руаяля, к которым принадлежал сам, но и для монастыря Валь-де-Грас, и для различных парижских церквей. Картины Порт-Руаяль «Тайная Вечеря» и «Молитва монахинь» (с больной дочерью художника) находятся в Лувре, там же висит «Пир у фарисея» из числа картин, написанных для Валь-де-Грас; остальные церковные картины его кисти попали в брюссельский музей. Нельзя отрицать известной теплоты религиозного чувства в этих картинах, не итальянских, а чисто французских по духу, но их художественный стиль, несмотря на значительную силу, несколько безразличен в формах и красках. Напротив, его портреты, безыскусственно воспроизводящие знатных лиц, с уверенным рисунком, спокойной плавностью красочной техники занимают высокое и особенное место среди современных им, и в них сильно сказывается нидерландское происхождение мастера. Его «Кардинал Ришелье» в Лувре прославлен справедливо.


Многосторонний парижанин Лоран де ла Гир (1606 – 1656) и Николай Миньяр из Труа (1615 – 1668), прозванный за свои серии картин в Авиньоне Миньяром Авиньонским, не имеют ясно выраженного своеобразия, но Себастьян Бурдон из Монпелье (1616 – 1671), изучавший в Риме (монография Понсонеля) не только исторические картины Пуссена, но и народные сцены Черквоцци, сохранил, несмотря на разнообразие своих тем и влияния Пуссена и итальянцев, известную степень теплого своеобразного художественного чувства, которое всего ярче выступает в его народных сценах с ландшафтными фонами. Луврская галерея обладает 17, музей его родного города 12 картинами его кисти. Он оставил 44 гравюры.


Самым известным из всех этих академиков первой половины столетия был Эсташ Лезюер из Парижа (1616 – 1655), ученик Вуэ, самостоятельно перешедший, не посещая Рима, к спокойному и простому стилю Рафаэля и Пуссена. Наилучше оценил его Гилле де Сен-Жорж. Он также был идеалистом, но глядел на мир не языческими, как Пуссен, а христианскими глазами. Он тоже умел рассказывать просто и понятно, устраняя все излишнее. Но в его чисто парижских типах пробивается иногда галло-франкское подводное течение.


Известные его стенные и плафонные картины в Отеле Ламбер де Ториньи теперь находятся в Лувре. Шесть картин из жизни Амура обнаруживают еще юношеский, с заметным влиянием Вуэ, стиль художника. Плафонная картина с падением Фаэтона и пять стенных картин с девятью музами имеют ложноклассический характер в духе Рафаэля и Пуссена. В Лувре находятся также двадцать семь изображений из жизни св. Бруно, из малой крестной галереи в Шартрезе (1645 – 1648), в которых пробивается национально-французская жилка. Типичные по непосредственности восприятия и наглядности рассказа, они производят известное впечатление, хотя и не могут похвалиться достоинствами своей живописи.



В главе великих французских декоративных художников, создавших во второй половине XVII столетия стиль Людовика XIV, стоит парижанин Шарль Лебрен (1619 – 1690), многосторонний, плодовитый мастер, о котором нам уже не раз случалось упоминать, так как он создал произведения всех родов искусства. О нем писал сначала Гилле де Сен-Жорж, а позднее Женеве, Жуэ и Мерсон. Он был не только первым мастером короля, но и первым директором академии художеств и фабрики гобеленов. Имя его неразрывно связано с украшением дворцов его эпохи. Первоначально ученик Вуэ, он первый примкнул в Риме к Пуссену, с пламенным рвением изучал антики, но затем перешел к Пьетро да Кортона, грандиозная плафонная живопись которого определила его направление в этой области. Общее впечатление его декоративного искусства, несомненно, барочное, но он чисто по-французски дает геометрические формы расчленениям полей Кортоны, обостряет его фигурный язык форм, обогащает украшения, состоящие из герм, картушей и полувенков, новыми изобретениями, среди которых главную роль играют трофеи, и придает даже частностям аллегорический характер, требующий пояснения. Отдельные картины его общих декораций также отличаются, при пустых общих формах, театральным парением, барочной подвижностью и археологической ученостью. Из его тканых картин некоторые сохраняются в Музее гобеленов, другие в «Гард-Мёбль» в Париже. Лучшими произведениями этого мастера остаются все же его плафонные картины. По возвращении из Рима (1646) он расписывал вместе с Лезюером Отель Ламбер де Ториньи; сохранившиеся здесь плафонные картины из жизни Геркулеса принадлежат к самым свежим и естественным его работам. На потолке галереи Аполлона в Лувре еще и теперь сияют в пленительном великолепии Лебрена «Вечер», «Ночь», «Царства вод и земли». Лучшее его произведение, плафон длинной зеркальной галереи в Версальском дворце (1689–1683), изображает на девяти больших главных полях и восемнадцати малых простенках историю Людовика XIV, поразительно сплетающую исторические и аллегорические события и фигуры в одно целое. Кроме того, в Зале Войны имеются «Достославные тернии войны», в Зале Мира – «Обильные блага мира». Все пышно, все великолепно; но все поверхностно и внешне, и даже в декоративном смысле небезупречно в пропорциях.


Нечего говорить о многочисленных станковых картинах Лебрена, хотя бы только о 26, находящихся в Лувре. Как портретист он обнаруживает свои лучшие стороны в прекрасном семейном портрете Жабаха в Берлине. По существу он всегда и везде остается одним и тем же. Задеть нас за живое его живопись не может.




Спасибо: 0 
Профиль
шоколадница
постоянный участник


Сообщение: 185
Зарегистрирован: 09.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.10 10:17. Заголовок: Соперник и противник..


Соперник и противник Лебрена, Пьер Миньяр (1621 – 1695), прозванный в отличие от своего старшего брата Миньяром Римлянином, был старше Лебрена, но только по смерти последнего получил все его должности и отличия. Он тоже был ученик Вуэ, учился в Риме, где провел 1635 г. у учеников Рафаэля, Пуссена и Карраччей, но по возвращении домой (1657) поддался влиянию Рубенса и сознательно примкнул к направлению колористов (в противоположность рисовальщикам). Самое грандиозное его произведение, законченное в 1663 г., «Рай» в куполе Валь-де-Грас, гигантская, рассчитанная на точку зрения снизу, картина с 200 с лишком фигур, втрое превосходящая натуральный рост; в зените Троица, вокруг нее концентрическими кругами небесные воинства и святые Ветхого и Нового заветов. Это, довольно плохо сохранившееся, написанное в одном тоне произведение было единственным по Сю сторону Альп.


Исторические станковые картины Пьера Миньяра можно изучать в Лувре. Его миловидные мадонны славились под названием «миньярд». Нидерландское скрытное течение, шедшее в русле Рубенса, проявляется особенно в его портретах, восхищавших резкой натуральностью передачи, плавностью письма и яркостью светлых красок. В Лувре висит его семейный портрет дофина, в Берлине один из его лучших женских портретов, стремящийся к прелести, чуждой первой половине столетия.


Выразительное направление мастеров рисунка во французской живописи второй половины столетия одержало победу почти внезапно по смерти Лебрена (1690). Борьба между колористами и представителями рисунка велась уже двадцать лет. В академии Габриэль Браншар (1630 – 1704), даровитый сын Жака Бланшара, держал пылкие речи в пользу красок, а Филипп и его племянник Жан Батист де Шампань (1631 до 1681) – ответные речи в пользу рисунка. Из критиков Фелибьен (1609 – 1695) защищал идеализм рисунка, Роже де Пиль (род. в 1653 г.) – колористический реализм. Там лозунгом был Пуссен, здесь Рубенс. Лебрен произнес властное слово в пользу Пуссена. Но тотчас после смерти Лебрена вместе с победой Миньяра начался поворот. Пьер Марсель посвятил превосходную книгу французскому переходному искусству, связующему XVIII столетие с XVII. Сначала искали и нашли точки соприкосновения с нидерландцами, не отвергая, однако, итальянского происхождения новейшей французской живописи. Но вскоре одержало верх национальное направление, стремившееся к легкому, приятному, галантному.


Мастера переходного периода, кроме портретистов, не были великими художниками, но все же поучительно проследить у них стремления нового времени.


Во главе художников нового времнеи, писавших на темы из религиозной и светской истории, стоит Шарль де ла Фосс (1636 – 1716), в котором смешиваются нидерландское и итальянское течения. Затем следуют несколько мастеров, принадлежавших к семьям, давшим многочисленных художников. Из фамилий Жувене к ним принадлежат только Жан Жувене из Руана, «Жувене Великий»: (1644 – 1717), художник с сильной нидерландской жилкой. Из Койпелей Ноэль Койпель (1628 – 1707), назначенный директором академии по смерти Миньяра (1695), принадлежит к числу сторонников Рубенса, его сын Антуан Койпель (1661 – 1722) к новаторам галантного стиля XVIII столетия. Из Буллоней Луи Бульонь Старший (1609 – 1717), называемый д’Аржансвилем, Протеем живописи, склонялся еще более в своем учении, чем в своих картинах, к легкому жанровому течению нового времени, а Луи Бульонь Младший (1654 – 1733), ставший директором академии в 1725 г., разрабатывал свежий, новый стиль в великой живописи. Наконец, Жан Батист Сантерр, ученик Бон Бульоня (1650 – 1717), уже вполне усвоил галантную чувствительность XVIII столетия.


Одна из главных задач, поставленная этим художником, состояла в украшении собора Инвалидов. Громадная, законченная в 1705 г. купольная фреска, изображающая принятие св. Людовика на небо – главное произведение де ла Фосса. Расположение исполинской картины вдоль края купола принадлежит, сравнительно с миньяровским заполнением купола Валь-де-Грас, уже новому времени. В других местах собора Инвалидов писали Ноэль Койпель, Жувене, Бон Булло и Луи Бульонь-Младший. Затем последовала, исполненная главным образом теми же мастерами, роспись дворцовой капеллы Версаля, где центральное место занимает по-современному благий Бог Отец в небесном сиянии, Антуана Койпеля.


Легкий, шаловливый характер нового стиля развивался преимущественно в мифологической живописи в Трианоне и в «Menagerie». Любовные истории Аполлона работы Антуана Койпеля в Трианоне отличаются от историй в зале Аполлона его отца Ноэля именно своим легким, эротическим характером.


Мы не можем распространяться о многочисленных станковых картинах всех этих мастеров. Какое изменение духа времени в живописи обнаруживается в де ла Фоссовом «Нахождении Моисея» в Лувре сравнительно с картиной Пуссена на ту же тему! Как примыкает к духу времени современное тогдашнее течение, показывает «Купающаяся Сусанна» Антуана Койпеля в Лувре сравнительно с луврской же картиной Сантерра на ту же тему, которая изображает в роли Сусанны попросту молодую, стройную купающуюся парижанку.


В реалистических областях баталист Жозеф Парросель (1648 до 1704) шел всецело по итальянской колее Жака Куртуа, но, в общем, и здесь, конечно, проложило себе путь нидерландское течение. В самом деле, живописец-баталист, писавший специально походы Людовика XIV, Адам Франс ван дер Мёлен (1632 – 1690), серии картин которого находятся в госпитале Инвалидов в Париже, в Версальском дворце и в Лувре, был брюсселец по рождению и художественному образованию, и вместо кипящих боев Розы изображал преимущественно осады городов, походы, выезды и обширные поля битв, всегда ландшафтно исполненные в теплых и красочных тонах. Тогдашний французский живописец животных Франсуа Депорт (1661 – 1743) именно в Париже был учеником нидерландца, и его двадцать пять картин в Лувре, изображающих охоту, собак и охотничью добычу, с автопортретом в виде охотника во главе, несмотря на свою внешнюю элегантность, дышат истинно нидерландской красочной жизнью. Французский живописец цветов Людовика XIV Жан Батист Моннуайе из Лиля (1634 – 1699), в декоративных произведениях которого золотые вазы, попугаи и другие частности по-французски соперничают в блеске красок с цветами, также был родом нидерландец.


Главной реалистической областью остается портретная живопись. Первая половина столетия выдвинула Клода Лефевра из Фонтебло (1633 – 1675) и его ученика Франсуа де Труа из Тулузы (1645 – 1730). Два великих портретиста переходной эпохи – Никола де Ларжильер из Парижа (1656 – 1746) и Гиацинт Риго из Перпиньяна (1659 до 1743), из которых последний, хотя и младший, примыкал более к Лебрену, а первый к Миньяру. Несмотря на тщательное изучение ван Дейка, Риго всегда оставался по существу французом «Великого века», мастером самоуверенных горделивых «поз», расположенных правильными складками вздутых, пышных плащей, победоносных длинных париков, но в то же время мастером, искусство которого не исчерпывалось этой чванной внешностью, так как он умел рассмотреть под нею и воспроизвести существо изображаемых личностей. Уже в 1696 г. один из современников прославлял его, как величайшего портретиста Европы, и действительно, его лучшие вещи, портреты молодого герцога Ледигьер, Людовика XIV (1701),Филиппа V Испанского (1702) и знаменитого проповедника Боссюэта в Лувре принадлежат к самым выдающимся произведениям эпохи.


И Ларжильер, изучавший свое искусство сначала в Антверпене, затем в Лондоне под руководством ученика ван Дейка Питера Лели, был, несмотря на свою нидерландскую закваску, французом чистой воды, только в более выраженном виде, чем Риго. Уже его мужские портреты нежнее, гибче, естественнее портретов Риго, женские же написаны в духе нового времени. Ларжильер любит изображать элегантных француженок в виде языческих богинь, часто полунагими, но еще не в раскованных позах, и это мифологическое претворение женских портретов господствовало после него в течение большей части XVIII столетия. Достаточно взглянуть на его портреты молодой дамы в виде Дианы в Лувре, актрисы Дюкло в виде Ариадны и принцессы Шарлоты Елизаветы в виде наяды в Шантильи. С другой стороны, он любит придавать своим портретам анекдотически жанровый оттенок. Семейный портрет в Лувре изображает его дочь, поющую в присутствии отца и матери в саду; эта, во всяком случае, очаровательная картина прекрасно раскрывает живую фантазию мастера, ясную, несколько слащавую моделировку и искрящиеся краски этого мастера.


У Сантерра жанровый элемент с галантным оттенком становится уже главной целью. Он изображает знатных дам в виде пастушек, пасущих овец. Амур сопровождает герцогиню Бургундскую на ее портрете в Версале. «Поварихи» в музеях Бордо, Нанта и Реймса – выразительные образчики его жанровых портретов. В конце концов он всецело переходит на путь рококо в своих свободно задуманных и еще свободнее одетых женских полуфигурах (например, в Петербурге).



Спасибо: 0 
Профиль
Anastassiya
Маркиза




Сообщение: 674
Настроение: как всегда романтичное, когда думаю о нем
Зарегистрирован: 07.11.10
Откуда: Казахстан, Усть-Каменогорск
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.10 10:29. Заголовок: шоколадница пишет: ..


шоколадница пишет:

 цитата:
В Лувре есть большой зал, целиком заполненный огромными полотнами Ш. Лебрюна, смотреть их невыносимо.

Невыносимо смотреть? Очень сильно сказано, однако в ссылке я не нашла ни одной его картины. Видимо, автор специально не разместила их, дабы не утомлять читателя?
Я так понимаю, что Лебрюн - это Лебрен, да? Может быть, разные звучания. Но я вот нашла несколько его картин и мне они вовсе не невыносимы.





Может статься, я ошибаюсь и картины не его? Или это картины, которые не вошли в разряд "невыносимых"? По крайней мере, первая картина - Вступление Александра в Вавилон - точно висит в Лувре. Но разве она скучна?

Шоколадница, я прям за Вами не успеваю...

Не быть любимой для женщины - чувство крайней неудовлетворенности Спасибо: 0 
Профиль
шоколадница
постоянный участник


Сообщение: 186
Зарегистрирован: 09.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.10 10:43. Заголовок: http://www.benua-his..


http://www.benua-history.ru/1169-rol-Ludovika.html<\/u><\/a>

В творчестве графиков, особенно Калло и Босса, в бытовых картинах натуралистического направления Валантена, братьев Ленэн и Себастьяна Бурдона, отчасти в историческом пейзаже и, наконец, в работах плеяды портретистов уже в середине XVII в. стал намечаться во французской живописи поворот от условности академизма в сторону живой правды. Однако одно обстоятельство огромного значения помешало дальнейшему движению — вернее, отсрочило его на целые полвека. Это обстоятельство есть воцарение короля Людовика XIV.

И вот что получилось как следствие подлинной одаренности Людовика. Искусство, расцветшее вокруг его трона и согретое исходящими от него лучами, искусство это, лишенное жизненности в более интимном смысле, получило все же своего рода жизненность, моментами доходившую до такой силы утверждения, что и до сих пор относительно некоторых памятников той эпохи не знаешь, не следует ли их пленительный обман предпочесть истине многого другого. И как понятно, что в свое время этот расцвет (пусть фальшивый, но все же яркий), обладавший всею иллюзией жизни, убедил всех в своем самодовлеющем значении. Не в шутку, не из лести, не из корыстных побуждений и соображений люди тогда говорили, что в Корнеле и в Расине возродились Эсхил и Эврипид, что Версаль превзошел все сооружения древних, что Боссюэт равен святому Августину, а Фене-лон — св. Франциску, что наступил вообще момент какой-то высшей точки культуры христианской эры; нет, говоря это, все верили и были счастливы от такой веры. И волны этого убеждения не только расходились по цветущей Франции, но они стали все сильнее и сильнее проникать и за Ла Манш, и за Пиренеи, и за Рейн. Уже к концу века «французская мода» и отчасти личные вкусы самого короля оказались господствующими всюду: и в угрюмой Испании, и в варварской Германии, и в государстве, натравливавшем остальную Европу на «нового Александра», — в Англии, и даже в угнетенных Францией Нидерландах. Только теперь присоединилась к общему политическому и культурному концерту далекая Московия, но и она приняла (правда, в несколько «немецком» переложении) все ту же французскую моду, ставшую отныне модой европейской, почти что мировой.

На то были глубокие внутренние основания, изложение которых можно объединить формулой: из всех разновидностей общей европейской цивилизации французская культура оказалась наиболее широкой и наименее исключительной. Недаром главным сближающим элементом в общей образованности является с этих пор вежливость в характерно французской окраске. Что значит вежливость, как не соблюдение собственного достоинства при отдании всего должного каждому, с кем сводит жизнь. Правда, такая urbanite ведет к некоторому обезличиванию; приходится и щадить противника и прятать все, что находишь в себе слишком особенного, колкого для других. Можно утверждать, что в этом желании «быть со всеми и со всем в ладах» Франция утратила долю своей чисто личной прелести. Зато кто измерит ту громадную услугу миру, которую именно принесла эта красивая роль Франции; с нее история вступает на реальный путь к идеалу человечества — к мировому братству. И памятники искусства этого времени во Франции будут говорить далеким потомкам если не о достигнутой цели (достижение ее дастся не иначе, как путем самых тяжких испытаний), то как бы об известном просвете на эту цель. Мираж человеческого лада, снова впервые после итальянского «золотого века» возникший во Франции второй половины XVII в. (на сей раз во всех формах культуры), мираж этот не есть обманная утопия, а нечто такое, в чем отражается далекое, но и возможное счастье.



Спасибо: 0 
Профиль
шоколадница
постоянный участник


Сообщение: 187
Зарегистрирован: 09.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.10 10:46. Заголовок: академизм



http://www.benua-history.ru/2150-rol-akademism.html<\/u><\/a>

И вот что получилось как следствие подлинной одаренности Людовика. Искусство, расцветшее вокруг его трона и согретое исходящими от него лучами, искусство это, лишенное жизненности в более интимном смысле, получило все же своего рода жизненность, моментами доходившую до такой силы утверждения, что и до сих пор относительно некоторых памятников той эпохи не знаешь, не следует ли их пленительный обман предпочесть истине многого другого. И как понятно, что в свое время этот расцвет (пусть фальшивый, но все же яркий), обладавший всею иллюзией жизни, убедил всех в своем самодовлеющем значении. Не в шутку, не из лести, не из корыстных побуждений и соображений люди тогда говорили, что в Корнеле и в Расине возродились Эсхил и Эврипид, что Версаль превзошел все сооружения древних, что Боссюэт равен святому Августину, а Фене-лон — св. Франциску, что наступил вообще момент какой-то высшей точки культуры христианской эры; нет, говоря это, все верили и были счастливы от такой веры. И волны этого убеждения не только расходились по цветущей Франции, но они стали все сильнее и сильнее проникать и за Ла Манш, и за Пиренеи, и за Рейн. Уже к концу века «французская мода» и отчасти личные вкусы самого короля оказались господствующими всюду: и в угрюмой Испании, и в варварской Германии, и в государстве, натравливавшем остальную Европу на «нового Александра», — в Англии, и даже в угнетенных Францией Нидерландах. Только теперь присоединилась к общему политическому и культурному концерту далекая Московия, но и она приняла (правда, в несколько «немецком» переложении) все ту же французскую моду, ставшую отныне модой европейской, почти что мировой.

На то были глубокие внутренние основания, изложение которых можно объединить формулой: из всех разновидностей общей европейской цивилизации французская культура оказалась наиболее широкой и наименее исключительной. Недаром главным сближающим элементом в общей образованности является с этих пор вежливость в характерно французской окраске. Что значит вежливость, как не соблюдение собственного достоинства при отдании всего должного каждому, с кем сводит жизнь. Правда, такая urbanite ведет к некоторому обезличиванию; приходится и щадить противника и прятать все, что находишь в себе слишком особенного, колкого для других. Можно утверждать, что в этом желании «быть со всеми и со всем в ладах» Франция утратила долю своей чисто личной прелести. Зато кто измерит ту громадную услугу миру, которую именно принесла эта красивая роль Франции; с нее история вступает на реальный путь к идеалу человечества — к мировому братству. И памятники искусства этого времени во Франции будут говорить далеким потомкам если не о достигнутой цели (достижение ее дастся не иначе, как путем самых тяжких испытаний), то как бы об известном просвете на эту цель. Мираж человеческого лада, снова впервые после итальянского «золотого века» возникший во Франции второй половины XVII в. (на сей раз во всех формах культуры), мираж этот не есть обманная утопия, а нечто такое, в чем отражается далекое, но и возможное счастье.



Спасибо: 0 
Профиль
шоколадница
постоянный участник


Сообщение: 188
Зарегистрирован: 09.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.10 10:52. Заголовок: Anastassiya пишет: ..


Anastassiya пишет:

 цитата:
шоколадница пишет:

цитата:
В Лувре есть большой зал, целиком заполненный огромными полотнами Ш. Лебрюна, смотреть их невыносимо.


Невыносимо смотреть? Очень сильно сказано, однако в ссылке я не нашла ни одной его картины. Видимо, автор специально не разместила их, дабы не утомлять читателя?




Анастасия, я вначале ссылку даю на автора- обратите внимание, это одно из мнений искусствоведов, это выдержка из статьи. Картин она не содержала.

Спасибо: 0 
Профиль
шоколадница
постоянный участник


Сообщение: 190
Зарегистрирован: 09.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.10 12:21. Заголовок: Риго, на портрет Людовика 14 кисти Риго ссылались Анна и Лея


Ларжильер и Риго занимают первые места в истории французского портрета, однако и на этом месте их нельзя обойти молчанием, хотя до нас не дошла ни одна из «сюжетных» картин первого, а второй их почти не писал. Значение Ларжильера в истории колоризма определяется хотя бы из одного рассказа Удри о первых своих шагах в живописи161. Однажды Ларжильер задал своему ученику урок написать букет, и юноша для этой цели постарался набрать самых пестрых цветов. Однако наставник остался недоволен этим приемом: «Я вам предложил, — сказал он, — этот этюд для того, чтобы вас образовать в отношении краски. Неужели вы думаете, что сделанный вами выбор полезен для этой цели? Пойдите и наберите исключительно белых цветов». И когда Удри вернулся с белым букетом, Ларжильер показал ученику, что с теневой стороны цветы — бурые, что на светлом фоне они выдаются полутоном, и самые белые все же менее белы, нежели чистый белый цвет. Мало того, учитель приказал Удри поставить рядом с букетом два-три белых предмета — все с той же целью, дабы посредством сравнения схожих тонов юноша вникнул в неуловимые красочные тонкости.

Благодаря этому драгоценному анекдоту приподымается завеса над способами живописного изучения того времени, а в Ларжильере перед нами предстает своего рода Уистлер XVII в. Яснее становится нам и прелесть портретов мастера, представляющихся не только отличными характеристиками изображенных личностей, но и первоклассными «кусками живописи». До чрезвычайности изощренная игра отношений — вот что особенно пленяет в таких шедеврах Ларжильера, как обе картины в зале «Лаказ» в Лувре: в «Диане» и в «Портрете семьи художника». И, напротив того, полюбив за это мастера, нам уже меньше нравится его склонность к вычурным туалетам, его щегольство яркими колерами, вся его утрированная пышность. Ведь во многих отношениях этот ученик Фландрии означает известный упадок вкуса, и особенно в сравнении с истинным аристократом Ван Дейком он представляется чем-то вроде «разбогатевшего parvenu». Зато в чисто красочном отношении расстояние от Ларжильера к Ватто совсем близко.


Риго рядом с Ларжильером теряет благодаря, главным образом, тому, что его красочное чувство не так утонченно; современный вкус несколько шокирован и его доходящими до наивности поисками «великолепного впечатления»162. Даже в XVIII в. Риго ставили в упрек его пристрастие к вычурным театральным позам и к «fracas» драпировок — непременно шелковых или бархатных, вздымающихся от дуновения необъяснимого вихря. Но стоит вглядеться в самые «маски» изображенных лиц, чтобы и Риго получил все наше признание. Это величайший рисовальщик человеческого лица, тонкий и умный психолог и — что особенно важно отметить — это великий, почти неумолимый реалист. Характерно, что он отказывался писать дам, ибо такая задача всегда связана с большими уступками требованиям кокетства. Зато мужские портреты он умел так разукрасить всякой околичностью (которую он неизменно с неподражаемым мастерством писал с натуры), что заказчики оставались довольны даже в тех случаях, когда черты их увековечивались в очень неприглядном виде. Так, сам Людовик XIV одобрил написанный с себя портрет Риго, тогда как на самом деле огромная, утрированно-парадная «machine» говорит прискорбные вещи о состарившемся и обрюзгшем короле-лицедее
Замечательно и то, что Риго был одним из первых начавших собирать во Франции Рембрандта. На поверхностный взгляд нам не совсем понятно, что мог этот художник-куртизан, вечно как будто ступавший на красных каблучках по шлифованному паркету, что мог он находить для себя заманчивого в этом характерном плебее и в самом искреннем из художников-поэтов. И совершенно трудно поверить тому, что картина Риго, поднесенная им Академии (ныне в Лувре), действительно исполнена, как он сам заявлял, «во вкусе Рембрандта»; скорее в этой искрящейся ультра-барочной фантазии мы можем усмотреть черты сходства с таким крайним маньеристом, как Платцер. Однако уже самый факт признания таким авторитетом в художественном мире, как Риго, Рембрандта достойным подражания, показывает, что вкус французского общества в это время стал обращаться к большей жизненности и искренности. С другой стороны, несомненно, кое-что от приемов ранних картин Рембрандта, Доу и Конинка

Спасибо: 0 
Профиль
шоколадница
постоянный участник


Сообщение: 191
Зарегистрирован: 09.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.10 12:32. Заголовок: Anastassiya пишет: ..


Anastassiya пишет:

 цитата:
Я так понимаю, что Лебрюн - это Лебрен, да? Может быть, разные звучания. Но я вот нашла несколько его картин и мне они вовсе не невыносимы.


по поводу Лебрена и Лебрюна Вы правы-одно лицо
Anastassiya пишет:

 цитата:
Может статься, я ошибаюсь и картины не его? Или это картины, которые не вошли в разряд "невыносимых"? По крайней мере, первая картина - Вступление Александра в Вавилон - точно висит в Лувре. Но разве она скучна?



Анастасия, это картина относится к ярко выраженным явления академической живописи.
На фоне не академистов , с моей точки зрения, она скучновата,
когда пройдешь несколько залов Лувра, она не зацепит взгляд - ИМХО

но очень профессионально написана

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 124 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




"Дизайн студия Esty"-индивидуальные дизайны для форумов kamrbb.ru