!!! Внимание! Форум перенесен сюда: http://angeliquemarquise.kamrbb.ru Новые сообщения, оставленные на этом форуме, уже не будут перенесены. Регистрироваться там заново не надо! Новые пароли разосланы всем пользователям. Смотрите пароли в личных сообщениях. Слева должна появиться кнопка с надписью Л.С. Или смотрите кнопку Л.С. в горизонтальном меню. Если вы не получили пароль или он не работает, пишите админу в личку или на e-mail!
Наша группа на фейсбуке
Скачать книги на нашем сайте
О материалах на нашем сайте


АвторСообщение
постоянный участник


Сообщение: 141
Зарегистрирован: 09.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.10 08:59. Заголовок: Людовик в искусстве (продолжение)


Мне сегодня очень хочется понаезжать на Людовика.

я честно пыталась осознать его подвиг в искусстве и пришла к неутешительному выводу, что его не чуствую.

Балет, или Людовик-танцовщик
- безумно специфическая область, каждого интиллегентного человека приучают с детства ей восхищатся, но очень мало кто в ней разбирается больше, чем на уровне зрелища.
Во всяком случае на сколько я понимаю:
1.танцовщик в балете до нашего века исполнял в основном поддерживающие танцовщицу функции, даже в балетах Петипа мужские партии появидисьв 20 веке-досочиненные
то есть рисунок танца мужской партии как таковой очень примитивен- цель в лучшем случае покрасоваться фигурой и костюмом
2. Когда он выступал индивдуально-что он мог продемонстрировать почтеннной публике кроме красивого костюма , осанки и очень ограниченных движений?
в "спящей красавице" и "лебедином озере" русских танцовщиков учат ограничивать движения рук (слышала из передач по Культуре когда выступал Цискаридзе) потому что покрой костюма той эпохи не разрешал слишком большую амплитуду- Людовик если выступа в костюме лапками особо помахать не мог
3. с точки зрения движения ногами- вряд ли его как то специально растягивали для этой цели....
то есть фильм про Люлли и Людовика получается очень далек от реальности,
балеты как постановочный вид искусства развивался во французской культуре в целом, просто Людовик единственный кто танцевал перед простым народом- остальные короли участвовали в балетах но перед более высокой публикой- помните в трех мушкетерах Анне Австрийской нужны подвески для участия в балете......

получается его подвиг в балете как то сильно разрекламирован.......


Людовик в живописи.
скажите честно : кто искренне любит французскую живопись той эпохи и может назвать французских художников, коме пожалуй Пуссена и брата Анжелики:)
мы любим портреты- там наши родные исторические персонажи- но не более того......
Живопись той эпохи во Франции настолько классически регулируема, что супер ярких следов в виде гениев не оставила.
Голландцы и испанцы как то поживее...
Мои воспоминания о Лувре, интересны портреты Клуэ - времен Медичи- они живые, после Людовика- Рококо дает некотурую живость- но период нашего гения- усыпляет
живопись все более как то прикладная- декор дворца

Людовик в архитектуре
сложно поспорить с красотой Версаля- но в какой степени он слизан с замка Фуке?
а можно ли было скопировать красивее? и разумнее...... я честно Петергоф больше люблю......

Людовик в драматическом искусстве- это Мольер- которого то третировали то поощряли.
с этим пожалуй не поспоришь - до сих пор ставят.....

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 7 [только новые]


постоянный участник


Сообщение: 317
Зарегистрирован: 09.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.11 12:31. Заголовок: http://www.chipnews...


http://www.chipnews.ru/html.cgi/arhiv/00_10/stat_54.htm<\/u><\/a>


Часть 2. Имидж "Короля - Солнца".

Имидж Людовика и имидж его страны того времени можно назвать произведением искусства эпохи классицизма. Именно благодаря ему, Франция стала законодательницей изысканных манер, стиля и моды. Недаром вторая половина 17 века получила название "великий век". "Великий" - прежде всего по пышности церемониала и всех видов искусств, в разных жанрах и разными способами прославлявших особу короля. В это время в искусстве происходит процесс регламентации, четкого понимания - что и как изображать. Созданная в 1648 году академия живописи находится теперь в ведении Короля, а в 1671 году создается академия архитектуры. Ведущим стилем всего искусства официально становится классицизм. Образцом архитектуры того времени может служить Колоннада Клода Перро с ее рациональной простотой ордера, математически выверенным равновесием масс, статичностью, создающей чувство покоя и величия. Именно тогда был создан знаменитый Версальские дворец и парк (арх. Лево, Орбэ, Мансар). Экстерьер здания классицистически строг, чередование окон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм. Эта строгость сочетается с пышной отделкой, особенно в интерьере. Ни одна эпоха не давала такого "соединенного действия всех искусств", такого выражения синтеза всех искусств, каким отмечен Версальский дворец. Интерьеры дворца состоят из анфилады комнат, кульминацией роскошного убранства которых была спальня короля, где начинался и кончался его день, и где происходила аудиенция. Роскошью поражала и Зеркальная галерея между "Залом войны" и "Залом мира", с окнами, выходящими в сад, с одной стороны, и с другой стороны -зеркалами, в которых вечером, в свете свечей множилось и сверкало брильянтами отражение нарядно одетой толпы подданных его величества. Версальский парк также являлся программным произведением. В нем также было все выверено - каждая аллея; были заранее продуманы места для статуй и фонтанов. Создателем парка был Ленотр, скульптуры исполняли знаменитые мастера - Жирардон и Куазевокс. декоративные работы выполнял придворный художник - Лебрэн. В большой степени именно Лебрэну французское искусство обязано созданием единого декоративного стиля, от монументальной живописи и картин до ковров и мебели. По заказу короля Лебрен написал трактат о регламентированном, унифицированном искусстве и разработал специальный свод правил. В эту эпоху наиболее активно развивался жанр парадного портрета. Известными портретистами того времени были Филипп де Шампень, Пьер Миньяр, Никола Лержильер, но автором большинства королевских портретов был Гиацинт Риго.

Благодаря классицизму, Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, она становится во главе всей духовной жизни Европы. Постепенно, появляются частные художественные салоны, и эстетика проникает в частные дома, и классицизм органично переходит в рококо...

Имидж монарха, созданный им самим.

Король сам выбрал для себя образ Солнца. Во-первых, Солнце, как податель всех благ - традиционный образ монарха, во-вторых, Людовик говорил, что "...солнце равномерно и справедливо распределяет свой свет между всеми частями мира ... оно неустанно движется, а между тем всегда спокойно...оно никогда не уклоняется от своего пути". Это был своего рода символ идеального правления для молодого монарха. Солнце означало для него спокойное, уравновешенное правление.

На эмблеме Людовика солнце освещало земной шар. Это изображение имело тот смысл, что король вправе распространить свое благодетельное правление на другие народы. Это подтверждается и девизом "Nec pluribus impar" (И для многих равный). Король писал, что и земной шар и этот девиз ему посоветовали включить в эмблему придворные: "Они имели в виду, что раз я сам справляюсь со столькими делами, то, конечно, мог бы управлять и другими царствами, подобно тому как Солнце осветило бы и другие земли, если бы они оказались под его лучами".

Интересно отметить, что день его рождения -5 сентября 1638 г. было воскресенье - день Солнца. Астрологи - Томазо Кампанелла и Гуго Гроций предсказывали, что: "Наподобие Солнца, он ублаготворит теплом и светом Галлию и друзей Галлии". Умер он тоже в воскресенье, 1 сентября 1715 г. Великое светило как будто вело короля всю его жизнь от рождения до смерти.

Характер.

Людовик XIV был интровертом, человеком углубленным в себя, склонным к скрытности и сдержанности во внешнем выражении чувств.

О характере Людовика XIV в детстве придворная дама Моттвиль вспоминала: "Он был серьезным... и даже достаточно благоразумным, чтобы хранить молчание, опасаясь сказать что-либо неподобающее..."

То же стремление уже взрослого короля быть немногословным засвидетельствовано в его "Мемуарах": "Нужно гораздо чаще слушать, чем говорить, ибо очень трудно говорить много, не сказав чего-нибудь лишнего".

Воспитание.

Очень много внимания уделялось физическому воспитанию монарха. Людовик отлично ездил верхом, плавал, фехтовал, танцевал. Он страстно любил охоту; когда под старость король уже не мог садиться на коня, он стал охотиться сидя в коляске, которой самолично правил. В последний раз это было в 77 лет, за месяц до смерти. В движении, на свежем воздухе он чувствовал себя в своей стихии, и всю жизнь спал с открытыми окнами.

Сложнее оценить, насколько удачным оказалось интеллектуальное воспитание. Его воспитатели - королева Анна и кардинал Мазарини придерживались тех веяний в педагогике, которые отталкивались от жизненного опыта, а не от теорий, изложенных в книгах. Анна Австрийская сама не любила читать и полагалась на здравый смысл, порождаемый житейским опытом. Для нее было важнее воспитать сына нравственным, верующим человеком, чем начинять его всяческой эрудицией, зачастую лишающей молодежь должного смирения. Мазарини же предпочитал абстрактному книжному знанию опыт постепенного ознакомления своего воспитанника, когда это позволит его возраст, с практикой государственного управления. Он, конечно, согласился бы с суждением Моттвиль: "Политика - вот истинная грамматика, которую должны изучать короли".

Очень много внимания уделялось предметам, прививавшим молодому человеку культуру светского общения, вводящим его в круг "порядочных людей" - важнейший педагогический ориентир XVIII в.: помимо танцев, верховой езды и фехтования Людовику преподавали каллиграфию, рисование, музыку (он умел играть на лютне, гитаре и клавесине). Программа обучения избегала слишком специальных знаний. В ней отсутствовало правоведение, хотя монарх и считался первым судьей своего королевства, философия, теология.

Воспитатели исходили из того, что монарх всегда может обратиться за консультацией к специалистам. В итоге, Людовик не получил навыков самостоятельной работы с книгами. Он всегда предпочитал расспросы, живую беседу. Если Перефикс (его учитель по основным предметам) жаловался Мазарини, что король ленится на уроках, кардинал успокаивал его: "Когда он присутствует в Государственном совете, он задает мне сотню вопросов". Ежедневно по утрам король на час-полтора приходил в кабинет кардинала, выслушивал там доклады государственных секретарей первому министру и спрашивал обо всем непонятном. По вечерам он присутствовал на заседаниях Государственного совета и в последние годы жизни Мазарини уже председательствовал на них, когда там рассматривались важные вопросы. Благодаря этой продолжавшейся шесть-семь лет практике, 22-летний король смог сразу после смерти Мазарини стать высокопрофессиональным главой государства.

Самообразование.

Начав управлять, Людовик все же почувствовал пробелы своего образования и пытался их заполнить. Он сообщал в "Мемуарах": "Я решил отдать этому труду часть времени, предназначавшегося для моих развлечений". Он самостятельно изучал историю, военное искусство, литературу.

Первый принцип VIP: открытость!

В день смерти Мазарини, 9 марта 1661 г.король объявил, что берет управление страной в свои руки, и не будет назначать нового первого министра. Людовик пожелал быть единственным источником милостей для своих подданных, строго запретив министрам просить его за других. Принцип открытости французских королей Людовик считал принципиально важной особенностью политического строя Франции, отличающей ее от государств-деспотий: "Если у этой монархии есть какая-то особенность, то это именно легкий и свободный доступ подданных к государю". Короля легко можно было встретить в Версальском парке, который был открыт для всех пристойно одетых посетителей. Конечно, это не обходилось без неприятных последствий: затаптывали газоны, били статуи и вазы, делали на них надписи, отвинчивали медные краны, но традиция открытости королевской резиденции все же сохранялась. Кроме того, любой француз мог подать прошение королю во время публичных аудиенций.

Второй принцип VIP: трудолюбие и профессиональное управление.

Король- Солнце привел свою жизнь в соответствие с представлением о труде как священном долге монарха: "Царствовать - значит трудиться, и царствуют для того, чтобы трудиться; желать одного без другого было бы неблагодарностью и дерзостью перед Богом, несправедливостью и тиранией перед людьми", - писал он в своих "Мемуарах".

"Рабочая неделя" короля Франции в начале 1660-х годов по описанию в "Реляции" венецианского посла Гримани выглядела так:

Понедельник: с утра король занимался внешней политикой в Узком совете, который составляли всего три выбранных им самим министра: Г. де Лионн - иностранные дела, М. Летелье - военные дела и Ж.-Б. Кольбер - финансы. Затем заседал Совет депеш, занимающийся вопросами внутреннего управления: к "триумвирам" присоединялись канцлер П. Сегье и те госсекретари, которые в отличие от Летелье не входили в Узкий совет. Вечером, как и во все прочие дни недели, король с членами Узкого совета занимался текущими делами.

Вторник: заседал Королевский совет финансов.

Среда, как и воскресенье: дни, свободные от утренних советов, но не от вечерней работы с министрами - полностью выходных дней у короля не бывало.

Четверг: Королевский совет финансов, затем "Совестный совет", в котором король с несколькими выбранными им прелатами решал вопросы о замещении церковных должностей.

Пятница: как и в понедельник, иностранные дела в Узком совете, затем Совет депеш.

Суббота: Королевский совет финансов. Впоследствии, когда создавались новые советы при монархе - по законодательству, по торговле, - их заседания заполняли окна этого расписания. Кроме того, король и помимо советов много работал над бумагами в своем кабинете и наедине с отдельными министрами. Было зарезервировано и время для публичных аудиенций с приемом прошений от подданных.

В рамках такого насыщенного расписания, дополнявшимися выездами на войну, Людовику суждено было провести почти 55 лет.

Имидж Людовика XIV, созданный его окружением.
1. "Внешность".

Двор был настроен на обожание своего молодого монарха. Его видели высоким, "настолько же превосходящим других по росту, насколько и по рождению", как писала в 1658 г. его кузина, дочь Гастона Орлеанского. На самом деле Людовик был среднего роста - всего 1 м 68 см, (по результатам измерения его доспехов), но стройная фигура, уверенная осанка вместе с высокими каблуками способствовали иллюзии.

Художники изображали своего государя в виде античных богов, чаще всего в виде Марса, хотя сам он не ощущал потребности осознать себя героической или божественной личностью.

2. Внутренние достоинства.

Придворным импонировали и ловкость короля в спортивных упражнениях, и, конечно, спокойное достоинство, сдержанная манера поведения, равно чуждая как фамильярности, так и чопорности. Людовик умел быть непринужденным в общении, вовремя пошутить, сказать ласковое слово. Застигнутый врасплох просителем, коротко отвечал: "Я подумаю".

Иногда, как и всякому человеку, ему случалось выйти из себя, но это бывало крайне редко, и слухи, ходившие в придворной среде рассказов нередко ставились под сомнение самими придворными. Говорили, например, будто в ноябре 1671 г. король бросил Кольберу, отказывавшемуся выдать наличные на возраставшие военные расходы: "Это ваша собачья торговля съела наличные". Но передавший этот слух савойский посол Сен-Морис первый ему не поверил, зная, что король никогда не говорил в таком тоне.

3. "PR"

Культ короля был не его личной потребностью, а рационально обоснованной политической программой.

В 1680 г. король принял поднесенный парижской ратушей титул "Великий". Члены Французской академии в обязательном порядке включали похвалы монарху в свои вступительные речи. Елизавета-Шарлотта Пфальцская в 1701 г. писала: "Однажды я спросила одного рассудительного человека, почему во всех книгах непременно хвалят короля. Он ответил, что печатникам было специально предписано не печатать никаких книг, которые не содержали бы таких похвал, и все это делается для его подданных. Французы обычно много читают, и провинция читает все приходящее из Парижа, так что похвалы королю внушают им почтение и уважение к нему. Вот почему так делают, а совсем не ради короля, который никогда не читает таких восхвалений и не слушает их с тех пор, как перестал посещать оперу".

4. Этикет как важнейшая часть имиджа VIP-персоны.

"Солнечному" монарху довелось пережить младшего брата, сына, внука и его жену, правнука и еще одного внука. Но никакие переживания не могли заставить Людовика нарушить налаженный придворный и государственный обиход. Он проводил заседание совета на другой день после смерти сына, хотя при этом с трудом говорил и все время плакал. Преодолевая себя, он требовал того же и от других. Своей дочери от г-жи Лавальер король лишь с трудом, уступая ее слезам, разрешил носить траур по скончавшейся в монастыре матери: демонстративное проявление скорби по частному лицу, даже со стороны дочери покойной, все же противоречило нормам этикета.

5. Отношение к статусу.

В своих "Мемуарах" он писал, что короли "…должны быть одновременно скромными лично и гордыми за место, которое они занимают". О

н держался замкнуто, не допуская посторонних в свой внутренний мир, но самый близкий к нему человек, госпожа Ментенон, в 1707 г. отметила: "Он не видит в себе ничего особенного, совсем не считает себя необходимым; он убежден, что другой делал бы все так же хорошо, как и он, и во многом даже превзошел бы его... у него и за год не наберется столько проявлений гордости, сколько у меня за один день".

6. Религия.

Именно в вопросах религии печальную роль сыграло отсутствие у короля широкого кругозора, книжной культуры. Благодаря материнскому воспитанию, Людовик вырос убежденным католиком. Но его вера была верою "простеца": когда Вольтер расспрашивал кардинала Флери о религиозности покойного короля, старый прелат ответил: "Он верил как угольщик". Особое внимание уделялось соблюдению обрядов. Людовик ежедневно, а не раз в неделю, слушал мессу, не делая себе послабления даже по болезни: тогда он слушал ее в постели. Следуя старой традиции французских монархов, "Король-Солнце" ежегодно в Страстной Четверг мыл ноги 12 нищим, обтирал и целовал их. Он каждый день читал простейшие молитвы, по праздникам выслушивал длинные проповеди.

Однако проявить терпимость к другим конфессиям Людовик не смог, и это мешало процветанию страны, потому что в финансовой сфере было очень много аристократов-гугенотов. Гонение на эту конфессию мешало полноценному экономическому развитию Франции.

"Классический ИМИДЖ VIP"
Людовик был одним из самых пунктуальных руководителей страны, и все его поведение во время 54-летнего личного правления показывает, что он был человеком долга, долга перед своим государством, перед своим королевским достоинством, перед своим статусом VIP-персоны. Перед смертью, король сказал: "Я умираю, но государство остается навсегда".

В своих "Мемуарах", составленных в поучение его сыну, наследнику престола, Людовик пишет: "Мы должны ставить благо наших подданных гораздо выше нашего собственного блага ... Мы рождены лишь для общественного блага"… "Повиновение и почет, которые мы получаем от наших подданных, даются не даром, но в обмен на справедливость и покровительство, которые они рассчитывают получать от нас".

Людовик знал свои слабости (война, женщины, католицизм) и не претендовал на святость. В то же время, он никогда не допускал, чтобы эти слабости снизили бы его имидж.

Его имидж составляли как личные достоинства, так и высокий профессионализм. На основе его опыта, можно составить своего рода список необходимых качеств имиджа VIP-персоны:

профессионализм;
образованность;
органичное существование в строгих рамках этикета;
скромность;
трудолюбие;
сдержанность в публичном проявлении чувств;
строгий самоконтроль и дисциплина.
И кое-что добавить: терпимость.
Даже развлечения для Людовика были во многом государственным делом, их пышность и четко отработанный церемониал работали на имидж монарха.

У Людовика XIV не было ничего, кроме управления страной. Он не мог себе позволить заниматься чем-то посторонним, например, сочинять трактаты по демонологии, как Яков I Английский, или решать проблемы алхимии, как император Рудольф II, или лично строить корабли и шить себе сапоги, как ПетрI.

Он формировал свой имидж подобно Родену, создававшему свои статуи по принципу "…отсечения от куска мрамора всего лишнего".



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 320
Зарегистрирован: 09.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.11 14:52. Заголовок: http://www.vuzlib.ne..


http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/22458/22521/<\/u><\/a>

11.2. Культура Абсолютизма и её особенности

.

11.2. Культура Абсолютизма и её особенности

Абсолютизм - это период перехода от культуры Возрождения к культуре Просвещения, когда старая, Возрожденческая, культура показала свою утопичность, несостоятельность, несоответствие тенденциям развития общества и человека, а новая культура - ещё не приобрела своей ярко выраженной формы. Феодализм, устояв политически, экономически и морально деградирует, приходит в упадок, из сословия бюргеров, горожан, формируются два класса - буржуазии и пролетариата.

Переходные процессы обычно характеризуются компромиссом. Типичным примером компромиссной культуры является восстановление монархии в Англии, "славный компромисс 1688 г.".

Уходит в прошлое феодальная ограниченность, замкнутость, корпоративность. Экономическая и политическая раздробленность отступает под влиянием интересов прибыли и складывающихся единых рынков. Единый рынок, единый экономический интерес заставляют народности, формы этносов, характерные для периода феодализма, перерастать в нации. Начинает складываться единая национальная жизнь и национальная культура. Усиление центростремительных тенденций приводит к становлению централизованных государств, к усилению роли государства, политики в культурной жизни. Государственное начало подчиняет себе религиозное. Король - торжествует над папой.

Период Абсолютизма - это период утверждения единства культуры. В основе этого единства лежит слабость, неразвитость буржуазии, пролетариата, с одной стороны, а с другой - шаткость позиций старых феодальных кругов. В этой ситуации все слои, сословия видели своё спасение, свою будущность в едином государственном начале, в сильной, ничем не ограниченной, абсолютной, власти короля.

Впоследствии, в период Просвещения, буржуазия укрепит свои позиции, а аристократия - окончательно разорится. Абсолютизм уже не будет удовлетворять интересам ни тех, ни других. Произойдёт раскол всей нации на два больших лагеря и, в конце концов, революция.

Особенно отчётливо эти тенденции проявили себя во Франции. Некоторые страны - Испания, Италия, Германия - отставали в своём развитии и становление централизованных государств здесь замедлилось. Германия вынуждена была осмысливать в философии политический опыт развития своей соседки Франции. Поэтому просветительские тенденции в этих странах реально сохраняют своё влияние и в XIX веке, хотя период Просвещения как целостной культурной эпохи завершается в XVIII в. Для европейских государств этого периода были характерны две тенденции, оказавшие своё влияние на культуру, придавшие ей своеобразие. Это абсолютизм и либерализм.

Абсолютизм - это идеологическая доктрина и политическая тенденция развития культуры, своеобразно проявляющая себя в различных областях жизни.

В философии создаются рационалистические философские системы, призванные оправдать бюрократические системы управления. В искусстве, художественной культуре оформляется классицизм. Утверждается официальная, государственно-разрешённая и государственно-регулируемая культура. Это уже вторая разновидность официальной культуры. Первая была связана с религией, церковью. До этого по сути государство поддерживало идеологию, разрабатываемую церковью, религиозную идеологию. Господствовал политически единый государственно-церковный тоталитарный (всепроникающий) тип культуры. Теперь государство впервые высказывает претензии на создание внерелигиозной, внецерковной идеологии.

Для государственно-организованной культуры, в частности, абсолютизма, были характерны: стремление к однозначности трактовок; отсутствие двусмысленности, амбивалентности; стремление к складыванию канона, законченной нормативной системы; традиция, передача по наследству канонических форм культуры; подкрепление норм культуры ссылкой на авторитет (авторитаризм), превалирование государственно-закреплённых форм (этатизм) над содержанием (формальность).

Классицизм - это направление в культуре, выражающее требование всеобщей и всеобъемлющей регламентации, стремление поставить под государственный контроль, цензуру, все области жизни, внести упорядоченность и организацию.

Абсолютизм как форма духовной культуры покоится на политическом мировоззрении. Он во многом является отрицанием культуры Возрождения. Если в культуре Возрождения человек предстаёт как цельная личность в единстве его духовной и плотской, рациональной и чувственной сторон, то в культуре абсолютизма приоритет отдаётся рассудку, а эмоции - отходят на второй план. Они становятся уместными, если допущены государством.

Возрождение видело идеал человека в его всестороннем развитии. Примером может служить деятельность Леонардо да Винчи. Абсолютизм видит в человеке прежде всего - подданного государства, рассматривает его как политическое существо.

Для Возрождения характерна была тенденция к синтезу частного и общего, торжеству общего блага как реализации интересов личности. Абсолютизм отметает интересы отдельного человека, игнорирует их. В его контексте идея добра, разума, блага отрывается от реальной жизни, приобретает самодостаточное основание, навязывается жизни "сверху", велением государственной власти, то есть превращается в абстракцию. Здесь не человек господствует над своими абстракциями добра, красоты, морали, а государственно-определяемые абстракции господствуют над человеком. Всё преклоняется перед государством, королём. "Государство - это я!" - заявлял Людовик XIV. А государство - возвышается над всеми.

Известный французский поэт, теоретик словесности Буало так выразил требования классицизма:

"...Хотите ль нравиться и век не утомлять?

По нраву вам должны героя вы избрать.

С блестящей смелостью и с доблестью великой,

Чтоб даже в слабостях он выглядел владыкой,

И чтобы, подвиги являя нам свои,

Как Александр он был, как Цезарь, как Луи...

...Пусть будет ваш рассказ подвижен, ясен, сжат,

А в описаниях и пышен, и богат.

Блистать изяществом - заслуга для поэтов.

Но берегите стих от низменных предметов"

С его точки зрения, задача культуры, искусства - "развлекая, просвещать, и просвещая, развлекать...".

"Классицизм провозглашает принцип строгой и суровой нравственной и поэтической меры. В противоположность барокко, легко соскальзывающему к "низу", равно, как к эротике, классицизм следует принципу благопристойности. Буало претит мотовство мольеровского Скопена, в котором ему чудится жизненная беспорядочность. Образ человека - суров, строг, гармоничен. Он возрождает римские гражданские добродетели и этим самым противоречит официозной упорядоченности и благонамеренности. Мера классицизма - живая, это укрощение буйства жизненных сил. Классицизм создаёт живую, плавную, ясную, взволнованную речь. Она полна достоинства. История и судьба непререкаемо полновесно входят в этот стилистический мир, и герои встречают свою судьбу с достоинством. Свидетельства конечного человеческого несовершенства, их ошибки случайны и простительны; не их вина, что судьба пользуется даже мелкими их промахами, ввергая в гибель их самих и других людей".

Было бы наивно ставить французский классицизм в причинную зависимость от тенденций французского абсолютизма. И то, и другое поднимается на известных общекультурных принципах эпохи и выражает их по-своему. При этом культура несравненно богаче и шире её "социологических оснований". Литературный "порядок" заведомо шире и социального "этикета". Литература пользуется богатством слова, которое она укрощает, традициями и формами, доставшимися ей от прошлого и которые она так или иначе должна переработать поиском новой формы. Но аналогичные проблемы возникают и в культуре в целом: она не сводится к своим социологическим основаниям, но "выводится" из них, так или иначе, в адекватной, вульгарной, или превратной, художественной, форме отражает социальные устремления, конкретизирует, обогащает их всем богатством жизни.

Поэтому, рассматривая абсолютизм как важнейшую составляющую культуру XVII в., мы должны обратить внимание и на иные тенденции.

Второй составляющей культуры этой эпохи был либерализм. Если абсолютизм - порождение политического начала культуры, то либерализм - юридическое, правовое мировоззрение. Если абсолютизм выражает тенденцию к государственному, общенациональному регулированию жизни, экономики в том числе, то либерализм - отражает интересы свободного рынка, свободной купли-продажи, свободы торговли и предпринимательства. И в абсолютизме, и в либерализме своеобразно отразились и классовые, и общечеловеческие основания культуры - в одном случае абсолютизация всеобщего, тотального, в случае либерализма - стремление к отражению индивидуального, интимного, частного в жизни человека.

Либерализм - порождение абсолютизации, обобщения, рационализации практики индивидуального предпринимательства, частной собственности, ничем не ограниченной конкуренции.

Но в сфере культуры эта тенденция своеобразно преломляется в субъективизме, психологизме, внимании к внутреннему миру человека, абсолютизации чувств и эмоций, частной жизни и быта.

Раскол нации на два лагеря приводит к расколу культуры: абсолютизм и либерализм, внешнее и внутреннее, официальное и реальное, государственное и гражданское, разумное и чувственное - вот те крайности, в которых развивается единая в основании культура XVII века. В действительных явлениях культурной жизни то одна, то другая из сторон выходят на первый план, придавая специфику разным культурным формам.

XVII век - "эмблематический век" (Гердер). Эпоха вырабатывает для себя особенную форму запечатления смыслов в назидательных образах, снабжаемых афористически краткой надписью (inscriptio) и подписью (subscriptio), обычно в стихах. На гравюре, изображающей женщину, которую душит скелет (смерть) с песочными часами в костлявых пальцах, и лежащего на траве младенца, а также множество других атрибутов, надпись гласит: "Plorando nascimur, plorando morimuo" ("Мы рождаемся и умираем в слезах"). Подпись разъясняет на латинском и немецком языках, суетность человеческого существования. Лягушка, зимующая под землёй, а весною оживающая, есть аллегория "воскресения во плоти". Крокодил, выползающий из яйца - аллегория быстрой перемены судьбы к лучшему...

Эмблематическому изображению и истолкованию подлежит в XVII веке всё, причём обычно вещи не в их реальных связях, а в специальных контекстах. Всё обязано выдавать свой аллегорический смысл; поле эмблематики безбрежно и энциклопедически объемно



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 366
Зарегистрирован: 09.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.11 21:24. Заголовок: Сегодня была на выст..


Сегодня была на выставке Прада в Эрмитаже, она как то душевно построена, хочу поделится впечатлениями
во первых с точки зрения героев романа там представлены:
предки Людовика по испанской линии работы Тициана- дыхание захватвает, как писал глаза
очаровательный портрет бабушки Людовика Марии Медечи работы Рубенса, и ум, и характер и красота
очень сильный портрет тестя Людовика - Филиппа 4го - тяжелый, с тоской работы Веласкеса и его жены Маргариты Австрийской 17 летней, неестественно нарумяненой, сказано, что написан сразу после родов, но сам портрет очень красивый
потрет внука Людовика, Карла работы Ван Лоо , во французском стиле -очень декоративный, в латах, характер не читается
дальше серия потомков во французском стиле до Гойи, где возвращается психологизм

также они укрепили мое мнение по поводу декоративной талантливости художников Людовика 14
есть один Ла Тур- портет музыканта с колесной лютней, совершенно уникальная вещь- шикарно написана лютня, штаны музыканта и ленточка лютни- их экскурссоводы показывают как предвестников импрессионизма- и никакое лицо - в противовес ему дальше портрет старика музыканта испанца- сильнейшая вещь в плане лица и рук

Совершенно потясающая картина- Рубенса Персей и Андромеда, ее надо посмотреть всем кто так ненавидит Рубенса за буйство плоти,
как написаны глаза и руки Андромеды - Персей ее еще нетвязал от скалы, а она уже бросается ему на шею, как будто в движении




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор



Сообщение: 3697
Зарегистрирован: 20.10.08
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.11 21:56. Заголовок: Спасибо, очень вкусн..


Спасибо, очень вкусное описание.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1111
Зарегистрирован: 01.02.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.11 06:42. Заголовок: шоколадница пишет: ..


шоколадница пишет:

 цитата:
ненавидит Рубенса за буйство плоти

у него еще и плоть такая... не худосочная

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 367
Зарегистрирован: 09.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.11 09:46. Заголовок: toulouse пишет: у н..


toulouse пишет:

 цитата:
у него еще и плоть такая... не худосочная


ну да вобщем то такой стандарт красоты для обнаженной плоти того времени
это как сейчас героиновую худобу могут и хотят красиво сфотографировать, тогда могли и хотели пышные формы нарисовать
как говоится,что люблю то и изображаю, лишь бы талантливо изображали
дело не в этом, том столько движения,игры лица помимо складочек

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 4534
Настроение: переменчивое
Зарегистрирован: 23.10.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.11 18:12. Заголовок: Действительно вкусно..


Действительно вкусное описание.

"Лучше сделать и раскаяться, чем не сделать и сожалеть..."
"Принцы застревают в пути, а к нам доходят только КОНИ!!!" .
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
                             
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 16
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




"Дизайн студия Esty"-индивидуальные дизайны для форумов kamrbb.ru