Скажу, что в детстве Филипп дю Плесси как персонаж мне совершенно не понравился.
Но перечитав роман недавно я пришла к такому пониманию данного персонажа.
Сильно тапками не бейте
Во-первых первая встреча кузенов. Тут надо сделать отступление и представить его на в то время и различие в их воспитании в тот момент.
Когда я думаю о его детстве и юности, представила себе красивого белокурого мальчика в холодном, пустом доме. У матери и отца нет времени обращать внимания на единственного ребенка и они отдают его на попечение слугам, не замечая их отношения к ребенку. Ну не верю я, что маркиз и маркиза знали что их ребёнок недокормлен или сидит в холоде. Мальчик по видимому не жаловался родителям. Конечно, таким красивым ребенком родители гордятся и выставляют на обозрение высшего света, он служит при этом как еще одно развлечение на приемах и балах. И мама с папой рядом, подбирают лучшие костюмы и прически, мальчик ведь должен выглядеть идеально. А когда праздник заканчивается его родители возвращаются к повседневным обязанностям при дворе. Дом снова наполняется тишиной и холодом. Навряд ли мать прочитала ему хоть одну сказку на ночь, и не потому, что не любила мальчика, скорее всего такое поведение при дворе было нормой.
То есть Филипп с детства приучен к тому, что он, сам по себе, его ум и характер, не может заинтересовать людей, а вот его идеальная внешность – может. Он воспитывается в мире где форма важнее содержания, где по костюму и встречают и провожают.
Таким образом у мальчика есть один близкий человек – кормилица. Но со временем он понимает, что она прислуга, и матери ему заменить не сможет. Но чувства благодарности и привязанности к ней у него сохранились на всю жизнь, и кормилицу, а не мать, он приглашает на свадьбу.
Но мальчик взрослеет и ему хочется элементарного общения, и тут (по видимому на одном из приемов у родителей) его представляют месье де Кульмер. Я не думаю, что Кульмер насиловал мальчика. Скорее всего (преследуя вполне определенные цели) он сначала просто общался с ребенком. Пригласил к себе на службу. Вероятно мужчина занимал высокое положение при дворе. И родители Филиппа были довольны продвижением мальчика, и высказали это ребенку.
Но за все надо платить. И пусть к сексу покровитель подводил его довольно деликатно (это мое ощущение от воспоминаний Филиппа), травму мальчику он нанёс сильную. Здесь все равно было как физическое так и моральное насилие. Трудно представить его психологическое состояние на тот момент. Если бы у него были доверительные отношения с родителями он мог бы рассказать о случившемся им. Но тут совсем другая история, родители довольны продвижением ребенка по карьерной лестнице, с жалобами на покровителя к ним не пойдешь. И страшно увидеть разочарование в глазах родных. Поэтому ребенок плачет по ночам и терпит насилие. (О том что он получал удовольствие в 10 лет мне слабо верится).
Это был второй урок в жизни, и он понял – за продвижение при дворе надо платить и платить порой большую цену.
Не понятно сколько продлилась данная связь, видимо, когда мальчик начал мужать он перестал быть интересен месье де Кульмеру.
Другой черта в Филиппе – его красота в юности была женственной. Не стотря на сексуальную связь с мужчиной у него просыпается природная гетеросексуальность и желание выглядеть МУЖЧИНОЙ, а не БАБОЙ в глазах окружающих. Но прояви он исконно мужские качества в разумных приделах, этого бы было мало. К людям с его внешностью всегда предъявлялись завышенные требования. И ему приходилось быть лучшим в охоте, проявлять лишнюю отвагу на войне, а временами жестокость, прятать чувство жалости и сострадания. (Настоящий дворянин не должен показывать своих чувств, должен быть холодным и надменным, свысока относится в менее родовитым людям, быть верным короне и не забывать соблюдать все правила этикета). Он скопировал данную модель поведения с врожденной педантичностью. И придерживался данной линии поведения до смерти.
Теперь о другой его связи с мадам де Креси. Тут в воспоминаниях Филиппа проскальзывает обида.(ИМХО) По всей видимости дама не обладала не терпением, ни тактом, так необходимыми для первого сексуального опыта подростку. Естественно, он ее разочаровал, и ВОЗМОЖНО она высказала ему это. Будь он обычным, застенчивым подростком, возможно какая нибудь дама и дала бы ему пару уроков утонченной любви.
Но мальчик красив, а «Женщины думают, что мужчина с внешностью Аполлона способен на сверхъестественное». Поэтому его первые связи заканчиваются плачевно и плачевно больше для Филипп, чем для солидных дам.
Разочарование надо прятать, а как его спрячешь лучше, чем за маской холодного циника. И с юности она прилипает к нему намертво.
И вот этот юноша, привыкший к утонченному обществу в Париже, уже имеющий опыт общения с женщинами (не важно удачный или не удачный) едет с отцом в родовое поместье. (По видимому это одна из его первых поездок по стране). И здесь неудача, ломается колесо и им нужно заехать к родственникам в замок Монтелу. Подросток готов увидеть ЗАМОК и ДВОРЯН, а видит... Анн и Серж Голон лучше описали. На него увиденное произвело такое неизгладимое впечатление, что он вспоминает об этой поездке и через много лет. (И правильно первый опыт всегда самый яркий и запоминающийся).
Его знакомят с дядюшкой (его мысли можно только представить, у него нет опыта отца), у подростка привыкшего к столичной моде, которому внушали, что внешний вид –это все, дядюшка мог вызвать только презрение. Его знакомят с какой то замарашкой, ой простите ?! , это кузина Анжелика, да еще заставляют поцеловать... Бры... А запах от этого неземного создания по видимому был еще тот ... В общем молодой человек как с неба на землю свалился. При этом интересно поведение старого маркиза. Он довольно деликатно намекает сыну, что «к народу нужно выть поближе». Конечно сам не упускает возможности поиздеваться над родственниками, но делает это как то более деликатно с напускной простотой и несомненной долей обаяния.
Для Филиппа это был новый опыт, и ожидать от подростка с его воспитанием другого поведения нельзя.
Ах, да знаменитая сцена Анжелика и Филипп возле лестницы. Не могла перечитывать ее без смеха. Человек озабочен не столько внешним видом, видит Бог не до этого, а как бы вшей не нахвататься, (спасибо дорогие кузены успокоили, за столом кстати чесались в голове, и заметьте Филипп бледнел в книге от страха два раза, один раз в сцене с волком, а другой раз в сцене за столом в Монтелу), а ему сказали извините помыться негде... Кошмар... Вот он и высказал все что думает о своих родственниках, в разговоре с домашними кстати, что слуги не люди, да и кто бы не вспылил ??? А то, что кузина подслушала этот разговор, так кто же ее просил слушать то? Это как в анекдоте, не хочешь узнать о себе много нового и нехорошего, не подслушивай.
Так и представляю себе эту сцену со стороны. В старом-престаром замке по
темной-претемной лестнице, спускается белокурый подросток, а навстречу ему выскакивает... Нечто, со светящимися зелеными глазами и когтями, и ОНО еще говорит человеческим голосом. Но мальчик не растерялся (сразу видно маршалом ему быть), и бой с неведомой зверушкой выиграл. Ну не бабское это дело в 17 веке честь семьи защищать.
И не вина Филиппа, что после этой встречи у Анжелики появилось море комплексов. Ему бы со своими разобраться. У него тоже много проблем и уже взрослых, кстати. Ну не заметил он в этом неухоженном создании СУПЕР ЖЕНЩИНЫ, не четвертовать же его.
Правильно о нем сказал старый солдат, Филипп в то время был не злой и не трусливый. Просто подросток попавший в непривычную обстановку. Ну не выработал он для себя элегантную линию поведения с провинциальным дворянством. Был не готов к бедности в которой может жить человек равный ему по происхождению.
Потом вторая встреча с данным персонажем, уже в Плесси. Тут он старше на один год, уже полковник. Для того что бы набрать полк поездил по стране. К тому же звание полковника, пусть даже полк куплен отцом, во Французской армии за красивые глаза не давали. Тут уже заметна его большая готовность к встрече с бедной родней. Но трудно ожидать от подростка, что ему не будет стыдно появиться рядом с плохо одетой девочкой, вот и появилось элегантное «Баронесса Унылого Платья». И с в сцене во время ужина, он единственный не смеется над отцом Анжелики. Червячок сострадания в нем еще не был полностью задушен, он хоть слабо но все таки трепыхался. И мое мнение ИМХО в то время он увидел в Анжелике маленькую ранимую девочку, которую нужно защитить и от собственных насмешек в том числе. Вполне мужской инстинкт, кстати. Но главная героиня , показала, что утешать и защищать ее не надо. Она кого захочет сама может обидеть.
И немного жаль той первой чистой любви которая у них могла бы получится, если бы черти не понесли Анжелику на карниз, подсматривать за принце Конде.
В общем по первой книге у меня сложилось вот такое впечатление от героя.